Страны Европы и США серьезно зависят от российского сырья. И речь не о природном газе, нефти и нефтепродуктах, хотя они, безусловно, до сих пор тоже играют немалую роль. Речь идет о минералах и различных металлах. Интересно, что по иронии судьбы от этого типа сырья больше всего зависят страны с наиболее ярко выраженной русофобией – Литва, США, Германия, Финляндия.
Завалить рынок ЕС российским сырьем
Забегая вперед, нужно сразу подчеркнуть, что Россия – страна с огромным количеством полезных ископаемых, поэтому ее сырье из мировой экономики по щелчку пальцев просто так выбросить, заменив на других, нельзя. По крайней мере, без финансовых потерь со стороны переработчиков этого сырья и конечных потребителей, включая американских и европейских.
Итоги 2023 года показали, что Россия была на первом месте по добыче 12 видов минерального сырья. Наиболее желанным товаром для компаний Запада стал алюминий: доля российского металла в импорте Греции, например, составила 19%.
С титаном все еще интереснее. Из 26 стран, которые покупали его у Российской Федерации, больше всего от поставок зависят Германия (42% от всего импорта), Бельгия (15%) и Франция (10%). Никель из РФ нарасхват в Финляндии (почти 91% от всего импорта), по 10% от закупок из всех стран – у Германии и Чехии.
Даже Эстония в 2023 году удивительным образом забыла о своей позиции, ведь по итогам доля российского никеля в ее импорте составила 16%. Кстати, эта же балтийская страна половину своего импорта кобальта тоже покрыла за счет поставок из РФ.
Аммиак из России составил 90% литовского импорта. Тут даже Бельгия, пусть она и на втором месте с ее 17%, кажется ничтожной. Палладий нарасхват не только в Европе (например, у Италии доля в импорте около 30%), но и в США (39%), и даже в Японии (24%).
Удивительная динамика торговли с Россией
Что интересно – 2023-й не был каким-то аномальным годом. Закупка минералов и различных металлов у РФ со стороны стран Запада не особо-то и падали после 2022 года в принципе. Как будто мир, где Москву начали давить санкциями, – какая-то параллельная вселенная, которая текущую торговлю минералами не трогает.
В период с марта 2022 года по июль 2023-го Европа импортировала из России такого сырья на €13,7 млрд, если верить данным Eurostat и Объединенного исследовательского центра ЕС. C января по июль 2023 года до 90% некоторых видов никеля, используемых в Европе, поступало исключительно от российских поставщиков.
Проблема в том, что Евросоюз, о чем открыто заявил даже специальный представитель ЕС по санкциям Дэвид О'Салливан еще в сентябре 2023-го, отчаянно нуждается в критически важном сырье для достижения своей цели климатической нейтральности к 2050 году. Все эти минералы имеют решающее значение для электроники, солнечных панелей и электромобилей, а также для традиционных отраслей промышленности, таких как аэрокосмическая и оборонная.
Разве что Великобритания выбилась из мейнстрима. Ее руководство в 2023-м запретило покупать российские медь, алюминий и никель. Зато ЕС продолжил импорт этих товаров, причем такие компании, как Airbus и другие гиганты, вообще не сбавляли обороты, закупая у России титан, никель и другое сырье.
"Альтернативные поставщики для ЕС и США есть. Но найти их не так просто, как кажется. Цена не всегда является единственным барьером, ведь многие страны боятся повторить судьбу России и стать объектом санкций. Доставку из других стран, особенно из развивающихся, может быть сложнее организовать. К тому же, не все государства могут предложить сырье Западу в том же объеме, что предлагает РФ. Полностью заменить Россию практически невозможно в краткосрочной перспективе, особенно для таких металлов, как палладий, который РФ контролирует более 40%", – сказал Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
По его мнению, переформатирование может быть не таким радикальным, как с нефтью. Россия не может полностью прекратить экспорт минералов без ущерба для собственной экономики. Западные страны вынуждены будут искать альтернативные источники, а Россия – новые рынки сбыта.
"Скорость переформатирования будет зависеть от: санкций, ведь чем они жестче, тем скорее Россия может переориентироваться на другие страны; цен на минералы, поскольку если они будут расти, Россия будет склонна к ограничению поставок. В целом, ситуация сложная. Западные страны столкнулись с реальной угрозой перебоев в поставках важнейших минералов. Это может привести к росту цен, снижению конкурентоспособности и даже замедлению экономического роста. Россия, в свою очередь, может использовать свою монополию на некоторые виды сырья в качестве инструмента геополитического давления", – считает Артем Деев.
Санкции есть, но не всегда
Попытки внести минеральное сырье из России были неоднократно. Заканчивалось все двумя сценариями. Либо на рынке эти продукты начинали сильно расти в цене, либо правительство рестрикции частично отменяло.
Например, Великобритания в 2023 году ввела санкции, запрещающие британским гражданам и организациям покупать некоторые российские металлы (медь, никель, алюминий, свинец, цинк, олово и кобальт). В результате, как отмечает Bloomberg, палладий вырос в цене на 12%, показав самый большой рост с марта 2020 года.
С российским титаном и вовсе получилась смешная история. Еще в 2020 году США попытались ввести санкции против российских производителей титана, в том числе и против ОАО "ВСМПО-Ависма", с которой сотрудничал Boeing. Уже спустя месяц Белый дом внес корректировки, исключив две российские компании из списка "конечных военных пользователей", которым запрещено приобретать американские товары и технологии.
В 2022 году, когда на волне антироссийской истерии в санкционные списки вносили все, до чего могли додуматься, производителей титана достаточно быстро исключили из этих списков.
В 2024 году США и Великобритания снова предприняли попытку ввести санкции на цветные металлы из РФ. Америка ввела ограничения на поставки меди, алюминия и никеля, а также, совместно с Британией, запретила торговать этими металлами на лондонской и чикагской биржах.
Что в итоге? Осенью 2024 года оказалось, что Германия, США, Литва и Финляндия оказались в числе максимально зависимых (из недружественных стран) от российского минерального сырья.
При этом есть такие типы сырья и продуктов его переработки из России, которые завоевывают на отдельных рынках Европы все большую долю. Речь идет о российском уране, от которого Франция (страна, у которой до 70% генерации – это электричество от АЭС) по итогам последних полутора лет оказалась самой зависимой страной среди недружественных для РФ государств. За этот период доля российского урана в импорте Пятой республики составила около 60% (потрачено на закупки почти $430 млн).
При этом у европейских потребителей есть повод для переживаний. Кроме санкций, которые регулярно вводит Евросоюз, есть еще и риск контрсанкций со стороны Москвы. Это значит, что Старый Свет рискует оказаться без важных ресурсов уже не только по своей инициативе.
В сентябре этого года президент РФ Владимир Путин уже поднимал вопрос ответных мер в виде сокращения экспорта минералов. Глава РФ поручил правительству проанализировать возможность ограничения поставок на внешние рынки стратегического сырья, такого как уран, никель, титан и ряд других. Причем сделать это будет нужно обязательно при условии, чтобы не наносить вред самой экономике РФ.
Как рассказал в комментарии для Baltnews научный сотрудник Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН Александр Котов, при подготовке этого возможного решения следует исходить из логики развития национальной экономики РФ, которая по принципу сообщающихся сосудов переключается между различными режимами функционирования внешнего и внутреннего рынка.
"В данном случае важнее не торговые краткосрочные эффекты потери возможной прибыли, а что это может перезамкнуть пространственно-распределенные цепочки добавленной стоимости от использования этих видов сырья на внутренний рынок, что поможет развитию российской редкоземельной и высокотехнологичной промышленности. С другой стороны, сокращение поставок сырья на Запад в рамках внешнеэкономической стратегии РФ позволит сделать "ресурсный поворот" в сторону дружественных для Москвы стран, дополняя инвестиционные и собственно торговые связи", – резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.