Участники саммита БРИКС, который проходит с 22 по 24 октября, приняли итоговую декларацию. В документе, состоящем из 43 страниц, говорится не только о намерениях развития самого объединения. Более того, страны БРИКС – пусть косвенно, осторожно, дипломатично и очень завуалировано – противопоставляют себя странам Запада.
Разумеется, было сказано много фраз в стиле "мы за все хорошее и против всего плохого", что характерно для почти любой международной площадки. Однако важные решения и заявления стран БРИКС, которые ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе проигнорировать никак не могут, тоже есть. Их можно поделить на два привычных блока – политический и экономический.
Экономика – двигатель кооперации БРИКС
Важно отметить, что это объединение, в первую очередь, не политическое и тем более не военно-политическое. БРИКС – изначально группа стран, которые не хотят вмешиваться в дела друг друга или соседей. Им это, учитывая огромный внутренний рынок государств объединения и запасы полезных ископаемых, просто не нужно.
Объединение БРИКС, которое было образовано в 2006 году, сейчас состоит из Бразилии, России, Китая, Индии, ЮАР, Ирана, Саудовской Аравии, Эфиопии и ОАЭ. Странам хватает своих природных ресурсов и покупательской способности населения настолько, что остальной мир, по сути, не особо то и нужен.
Именно поэтому члены БРИКС на саммите уделили наибольшее внимание экономическому развитию на своей территории и автономности этого процесса от Запада, который агрессивно навязывает всем свои правила торговли и финансовые инструменты.
Основа экономического блока итогов саммита это:
- упрощение процедуры торговли между государствами;
- призыв странами БРИКС к реформе Бреттон-Вудских институтов за счет расширения вклада развивающихся стран в мировую экономику;
- необходимость реформирования нынешней международной финансовой архитектуры для решения финансовых проблем;
- создание новой инвестиционной платформы, которая задействует инфраструктуру Нового банка развития (бывший Банк БРИКС);
- наращивание оборота драгметаллов по стандартам Кимберлийского процесса;
- разработка единой транспортной платформы для обеспечения мультимодальной логистики между странами объединения.
Больше всего тут интересна даже не столько инициатива по созданию автономного от финансовых систем Запада инвестиционного климата за счет Нового банка развития. И даже не упрощение торговли и единая мультимодальная логистика. Хотя последнее – весьма серьезный удар по монополии международных трейдеров-гигантов вроде Vitol, Maersk, Gunvor или Trafigura, у которых основные штаб-квартиры в Европе и США и которые по большей части гласно или негласно, в первую очередь, соблюдают юрисдикцию Вашингтона, а уже потом всех остальных.
Интереснее всего заявления БРИКС о том, что надо реформировать Бреттон-Вудские институты, что по сути – призыв к саботажу главенства долларовой системы в мировой экономике. Впрочем, страны даже не призывают, они уже делают.
Государства объединения на саммите договорились изучить разработку независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры BRICS Clear. С ее помощью, о чем говорили в Минфине РФ еще до начала саммита, можно будет вести учет ценных бумаг внутри сообщества.
"Изюминка" в том, что она будет доступна только странам-участницам БРИКС. Запад с его санкциями и юрисдикцией США, привыкший залезать в правовую систему других государств, остается за "забором". Высоким. И двери ему никто не откроет.
Тем временем страны БРИКС получат в свое распоряжение инструмент, позволяющий странам без рисков инвестировать в экономики друг друга. Понравится это кому-то в Европе или Северной Америке или нет.
Более того, страны БРИКС поддержали использование альтернативных валют (доллару) в рамках пула валютных резервов объединения. Такими темпами (сейчас даже не будем говорить о росте объемов торговли в национальных валютах) в какой-то момент создадут и клиринговую систему, где будут использоваться нацвалюты БРИКС привязанные, скажем… к золоту. Почему бы и нет? Есть фонд с корзиной всех валют. Каждая привязана к драгметаллу. Кому нужен товар из другой страны – внес в него сумму, получил товар и наоборот. Это в теории. В будущем. Но если это случится в той или иной мере… зачем тогда доллар?
Ну и вишенка на торте – страны БРИКС договорились совместно противостоять односторонним протекционистским мерам, не соответствующим ВТО. Переводя с дипломатического: "Мы будем игнорировать санкции Запада по мере своих возможностей".
Впрочем, как считает основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев, нынешняя финансовая система, а также шаги, которые предпринимают страны БРИКС, не приведут к быстрым результатам.
"Процесс изменений займет не год, не два, и даже не три — возможно, потребуется 10 или 20 лет. Финансовая система, сложившаяся еще в середине XX века, глубоко интегрирована с долларом. Сценарий, при котором может возникнуть новая система – крах существующей финансовой модели. Тогда, возможно, появится доверие к новой валюте или другим механизмам, которые продвигают БРИКС. В целом, хотя такие действия могут немного пошатнуть текущую систему, быстрых результатов мы не увидим", – заметил Астафьев.
Какова сегодня политика Глобального Юга?
Политические итоги саммита БРИКС можно условно поделить на четыре части. Первая состоит из пунктов, которые можно назвать "мы за все хорошее и против всего плохого". Наличие подобных тезисов не делает встречу бессмысленной, а политиков, участвующих в ней, – популистами. Это неотъемлемая часть любого саммита. Правила хорошего тона для дипломатов. В этой части можно выделить самые важные тезисы:
- страны БРИКС обеспокоены конфликтами в разных странах и остаются привержены мирному урегулированию с устранением коренных причин;
- рассчитывают на укрепление сотрудничества в борьбе с терроризмом;
- выступают против политизации сотрудничества в борьбе с международной преступностью;
- намерены продолжать развивать межпарламентское взаимодействие;
- лидеры стран осудили теракты на энергетических объектах и призвали расследовать их (явный намек на теракты "Северных потоков").
Сказано было еще много подобных тезисов: и о роли женщин в экономическом, а также социально-политическом развитии стран, климатической повестке, развитию сотрудничества в сфере охраны интеллектуальной собственности, и многое другое.
Вторая часть, которую нужно особо отметить, касается Украины. Учитывая, что одна из стран-участниц БРИКС является прямой стороной конфликта, теме уделялось подозрительно мало времени.
На саммите напомнили о национальных позициях по украинскому конфликту и отметили предложения о посредничестве. То есть некие "добрые услуги" по урегулированию – единственное, что могли предложить лидеры БРИКС. Достаточно показательно. Очевидно, что эта тема не только не является приоритетной, но и откровенно не заботит организацию.
Зато израильскому конфликту и безопасности на Ближнем Востоке было посвящено достаточно много времени. Для начала лидеры БРИКС осудили атаку Израиля на посольство Ирана, против гуманитарных пунктов и объектов инфраструктуры в Палестине, подрыв пейджеров в Ливане. И здесь начинается третья часть итогов саммита, в которой страны-участницы БРИКС заявляют о своих претензиях на участии в решении глобальных вопросов. Среди прочего на саммите отметили необходимость:
- возобновления иранской ядерной сделки;
- немедленного прекращения огня в Газе;
- защиты территориальной целостности Сирии;
- принятия в ООН Государства Палестина в границах 1967 года;
- доработки и принятию в рамках ООН конвенции по борьбе с международным терроризмом;
- координации для усиления роли глобального Юга и его интеграцию в повестку дня G20;
- реформирования ООН.
Особенно амбициозно звучит последний пункт, учитывая, что ООН только формально является всемирной, а на деле подчиняется "коллективному Западу".
И отсюда плавно вытекает главный тезис, который особо нужно выделить в Казанской декларации. Страны БРИКС выступили за многополярное мироустройство. Пожалуй, этот пункт лучше всего говорит о том, какие цели ставит перед собой эта организация. Вопрос в том, как на эту цель отреагирует тот самый "коллективный Запад", который продолжает цепляться за однополярность и американскую гегемонию.
Хотя тут важно отметить, что страны БРИКС, как отметил в комментарии для Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов, ведут игру двояким образом. С одной стороны, они выступают за то, чтобы реформировать структуры, которые находятся под контролем США. С другой стороны, они настроены создавать собственные структуры. Вроде Банка БРИКС. Ожидается создание расчетной системы, системы страхования, площадки для торговли продовольствием БРИКС.
"Это объединение структурирует свою область мира, свое влияние. Может это и не быстро, но процесс идет. Кроме этого, БРИКС постоянно говорит, а теперь это подчеркнуто и декларацией саммита, что надо реформировать ООН и ее Совет Безопасности, в котором не представлены многие страны из БРИКС. Нужно реформировать иные механизмы вроде МФВ. Это будет появление нового баланса экономических сил в мире", – заметил Колташов.
"Но США не пойдут на такие изменения, чтобы допустить кого-то к подобным структурам. Камала Харрис недавно говорила об этом. Она сообщала, что именно Вашингтон должен создавать новые правила международной торговли. Запад не собирается допускать никакого реформирования. Но таким образом появляется легитимное основание для того, чтобы БРИКС создавал собственные структуры, причем более быстрыми темпами. Становится понятно, что если такая группа стран не сделает этого, то заниматься таким вопросом попросту никто не станет. Именно поэтому для большей части мира создаются новые институты, где управляет процессами не Запад", – резюмировал кономист.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.