80 лет Победы: как отстоять правду о Великой Отечественной войне

Значок на груди  9 мая
Sputnik

Михаил Кузнецов

Следует перестать надеяться, что западные политики образумятся и перестанут очернять Россию, а российским СМИ следует перехватить инициативу в информационной войне, полагает историк Евгений Спицын.

Когда против России началась первая информационная война, почему "отмена" русской культуры – борьба с ветряными мельницами, как Россия может отстоять свой образ победительницы в Великой Отечественной войне, в эксклюзивном интервью Baltnews рассказал историк Евгений Спицын.

– Какие стереотипы о России наиболее распространены в западной историографии, и какие факторы в принципе способствуют их формированию? Они появляются случайно, или каждый стереотип предназначен под конкретные задачи?

– Эти стереотипы возникли еще в Средневековье, когда началась информационная война: начало XVI века. С каждым годом, десятилетием, а затем и столетием они все более закреплялись в сознании европейцев и тиражировались.

Первопроходцем в этом деле была Речь Посполитая. Первые так называемые агитационные листки выходили на территории государства еще во времена Василия III. Затем особенно усилился поток антироссийской пропаганды в печатном виде, я хочу заметить, уже в период Ливонской войны. То есть это эпоха Ивана Грозного. И дальше только по нарастающей.

Понятно, что в XVIII и особенно в XIX веке пальму первенства у поляков перехватили французы и британцы, которые активно стали разрабатывать антироссийскую истерию в период разделов Речи Посполитой и русско-турецких войн. 

Главным объектом их нападок и безмерной критики стала государыня императрица Екатерина II. Несмотря на то, что она была прирожденная немка, ее воспринимали на Западе именно как русскую императрицу. И выдающиеся наши полководцы, в частности, Александр Васильевич Суворов [подвергались нападкам]. Вспоминаются знаменитые карикатуры, выпущенные в Британии, например, в связи с разгромом так называемого Варшавского восстания в 1794 году.

Дальше – эпоха Наполеоновских войн. Французская пропаганда особенно активно демонизировала образ России. Это было прямое указание Наполеона, который спал и видел, чтобы поставить Россию в подчиненное положение с тем, чтобы манипулировать Россией. С тем, чтобы использовать ее в борьбе с главным геополитическим противником – Великобританией.

Такая традиция никуда не исчезала. Она имела свои взлеты и падения в связи с теми или иными международными событиями, важными как для стран Западной Европы, так и самой России. Когда возникали крупные международные военные конфликты и Россия оказывалась в противоположном военном лагере, то тут же начинала работать пропагандистская машина по очернению и образа России, педалирование ее захватнических целей и задач.

Именно на это делался особый упор, чтобы было проще объяснить тамошнему, своему обывателю, почему народ должен идти воевать против России. Что в противном случае, если мы не встанем на защиту своей Родины, своего Отечества, то Россия нас поглотит, а потом уничтожит.

Понятно, что это были абсолютно лживые конструкты построения, которые ничего не имели общего с реальностью. Но, тем не менее, это уже был испытанный способ и прием демонизации России. Он хорошо работал.

– В 2025 году мы будем отмечать 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Наблюдается очень мощная волна, которая идет не первый год, попыток вычеркнуть Россию, ее образ как победителя и выставить агрессором. Как вы считаете, что мы можем противопоставить западным технологиям? И можем ли мы эту дату эффективно использовать для того, чтобы продвинуть наш "нарратив" в их массы?

– Это будет сложно сделать. С другой стороны, я считаю, что надо уже сейчас, не дожидаясь майских праздников, начинать информационную войну, не реагировать на их неизбежные выпады. Чем ближе будет 9 мая, тем больше в западной прессе будет публикаций, очерняющих роль Советского Союза в истории войны.

Мы будем по традиции реагировать на высказывания каких-то западных политиков, политологов, историков, экспертов. Чтобы не играть по их правилам, нам надо уже сейчас навязать свои собственные правила в оценке войны и начать информационную войну. Не надо пугаться этого слова, поскольку она неизбежна. 

Запад обязательно будет использовать этот информационный повод с тем, чтобы "доказать" в очередной раз равную ответственность Советского Союза наряду с нацистской Германией за развязывание войны. Более того, они могут придумать новый конструкт, что главным виновником войны была даже не Германия, а именно Советский Союз.

А нам надо показать, как эти якобы победители – например, те же французы – очень странным образом воевали с немцами. Почему хваленая французская армия буквально менее чем за полтора месяца подняла лапки кверху и капитулировала. И на каком основании французы считаются участниками той же антигитлеровской коалиции, когда большую часть времени территория Франции была оккупирована, а на юге Франции даже был создан профашистский режим Виши.

Нужно начать их долбить, чтобы они оправдывались и отбивались, а не мы. Не знаю, насколько наши органы пропаганды, средства массовой информации способны сами инициировать эту информационную войну. Я считаю, что хватит уже уповать на разум, на то, что у них проснется совесть. Ничего этого не будет: ни разума, ни совести, никаких прочих человеческих добродетелей в западной прессе, информационном пространстве по отношению к России.

Поэтому мы должны бить им по сусалам. И сами теперь определять характер этой информационной войны. Пускай они теперь отбрехиваются и доказывают, что "я не я и лошадь не моя".

– За последние десять лет они хоть раз использовали образ России в положительном ключе?

– Я не отслеживаю западные средства массовой информации, может, кто-то использовал, но даже если это и произошло, то никакого существенного значения это не имело. Поскольку у них совершенно иная, стратегическая задача – отменить русскую культуру, русскую цивилизацию. Они и занимаются этим. Так что – ради Бога. Они, по сути дела, борются с ветряными мельницами.

Отменить русскую культуру нельзя по определению. Пропагандой можно ее опорочить, очернить, но у них не хватит силенок.

Надо понимать, что свобода средств массовой информации на Западе – мнимая свобода. Еще Андрей Александрович Жданов в своем знаменитом докладе о журналах "Звезда" и "Ленинград" сказал, что свобода творчества художника в буржуазном обществе определяется толщиной кошелька того буржуя, империалиста, который оплачивает этого деятеля культуры или художника в широком смысле слова.

Там давным-давно существует монополия на средства массовой информации. Эта монополия находится в руках финансового капитала. Там жесточайшая и строжайшая цензура, которой никогда не существовало в том же Советском Союзе. Да, у нас существовали нормы нравственности, морали, и по этим соображениям вводилась в том числе цензура. А у них тотальная цензура на иную, на любую точку зрения, которая не отвечает их классовым и шкурным интересам.

– Как так вышло, что в эпоху интернета работает западная пропаганда? Сегодня можно не только книгу открыть, но и вбить пару слов в поисковик, и выйдет ответ на любой вопрос. Тем не менее, как-то они умудряются свое собственное население водить за нос, как будто там люди до сих пор живут в эпоху печатного станка?

– Людям на протяжении поколений вдалбливают одни и те же стереотипы. Мыслящая часть общества традиционно – очень небольшой сегмент, который критически мыслит и пытается докопаться до настоящей информации самостоятельно.

Значительная же часть людей инертна в этом отношении. Они кушают все, что им дают средства массовой информации. Для них традиционно главным источником информации является телевидение и печатное слово, поэтому люди и получают эту информацию, воспринимают ее за чистую монету.

– Есть ли вероятность, что в текущих условиях могут появиться историки или представители СМИ, блогеры, которые смогут донести правду до собственного населения? В Прибалтике, например, власти готовы даже этнических литовцев, латышей, эстонцев посадить, арестовать не из-за того, что они русскоговорящие, но они высказывают свою позицию.

– Не стройте иллюзий. Во всех обществах есть какая-то часть пророссийски настроенных симпатизантов. Я относительно недавно давал интервью представителю чешской интеллигенции об эпохе Сталина. Они хотят беседы со мной поставить на регулярную основу.

Но дело в том, что они охватывают своим ресурсом очень незначительный сегмент. Да, они пытаются пробить себе дорожку. Опять-таки, процент мыслящих людей в любом обществе довольно низок, и, значит, основная масса населения потребляет тот продукт, который транслируется через официальные СМИ, печатное слово, газеты, журналы и через телевидение.

Поэтому пытаться переломить эту ситуацию, на мой взгляд, бесполезно – это заранее обреченное дело. Не надо на чужом поле играть по их правилам, нам надо создавать свои информационные площадки и там играть по своим правилам. Для этого есть возможности и ресурсы. Например, на том же RuTube.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме