С 2017 по 2024 год Анатолий Антонов представлял Россию в Вашингтоне. В интервью Baltnews он рассказал, как "фактор Трампа" меняет внешнюю политику США, почему странам Балтии выгодно следовать любой антироссийской повестке и какие шаги это заставляет предпринимать Москву.
– Анатолий Иванович, вы были послом в Штатах в очень непростой период для отношений России и США. Что первичнее – антироссийский курс Восточной Европы и Балтии или стратегия США, которая его формирует?
– Российско-американские отношения не существуют в вакууме; на них влияет много факторов, главный – кто сидит в Белом доме. Мне довелось работать при двух администрациях.
- Демократы обожают читать мораль: "демократические ценности", "права человека", ЛГБТ*-повестка. Они называли меня "жестким послом", потому что я отвергал попытки навязать эти идеи России.
- Республиканцы прагматичнее. Для Дональда Трампа цена любой политики – это деньги и ВВП собеседника.
Политика стран Балтии почти не влияет на диалог Москвы и Вашингтона. Только через Брюссель, который сегодня подхватил флаг русофобии и пытается им размахивать.
Порой я задаю себе вопрос: а есть у вас вообще национальный интерес, или вы на все согласны? Прибалтов устраивает любая политика Вашингтона, лишь бы их "погладили по головке". Не принимают в Белом доме – ничего страшного. У них есть фон дер Ляйен, у них есть Каллас, которые заступятся за них и решат их проблемы. Их бьют – им это тоже нравится, все равно они будут привержены русофобской позиции.
Демократическая администрация очень активно использовала их для того, чтобы побольнее укусить, ущипнуть нас, сделать нам больно, неприятно и, по сути, создать дополнительный плацдарм атаки и в прямом, и переносном смысле на Российскую Федерацию.
Было всегда очень больно смотреть на эту ситуацию. У меня такое ощущение, что сегодня прибалтийские республики делают все, чтобы вырвать корни былых братских связей. Это печально.
В Латвии и Эстонии до 40% русскоговорящих жителей. Конечно, нам не все равно, что происходит с ними. Мы видим, что прибалтийские страны перекрывают границы, запрещают русский язык, конфискуют продукты и лекарства у туристов. Полный абсурд. И главное, Брюссель и Вашингтон не просто наблюдают за этим – они все это поощряют.
Удивительные события там происходят, и я все время задаю вопрос политикам, которые сегодня находятся у власти: неужели вы ничего не хотите оставить для своих потомков? Неужели вы хотите оставить только вот эти разрушения, когда загибается промышленность, люди уезжают, беднеют? Ничего же не происходит, ничего нового не создается.
Вот приехал Штайнмайер несколько дней тому назад. Сказал: "Мы готовы защищать вас от русских". Да мы не собирались вам угрожать. Какую-то чепуху придумали, как говорит Владимир Владимирович, страшилки. Потом, когда с другой стороны информационного пространства приходит информация, что русские завтра нападают, вы говорите: "Мы же говорили, что русские нападают".

Какой-то абсурд. Четыре тысячи военнослужащих, которые появятся на литовской земле, защитят эти страны от России. Я еще раз повторяю: нам нужны нормальные, хорошие, добрососедские отношения. И нам не нужны никакие новые язвы на границах РФ. Нам нужна спокойная работа для социально-экономического развития нашей страны.
– После выборов-2024 европейские СМИ пугали победой Трампа: мол, он откажется финансировать НАТО, ослабит ЕС, а Россию даже поддержит. Чем вызваны эти опасения?
– Трамп все оценивает через деньги. У него подход один: "Что я получу взамен?"
Он скептически относился и к ЕС, и к НАТО еще в первый срок, требуя, чтобы союзники платили "по счетам". Знаю это не из газет и журналов, а из бесед с западноевропейскими послами. И они с тревогой говорили, что виделись с одним чиновником, другим, часто были ссылки на бывшего помощника президента по национальной безопасности Джона Болтона. Мол, он потирал руки: "Ну, сейчас Трамп за вас возьмется, потому что ваш союз вредный, ненужный для США".
Такое же отношение было и к НАТО. Я помню, как Трамп ерничал, когда говорил в отношении Германии: "Слушайте, друзья, вы покупаете энергоресурсы у России, не хотите тратить деньги на оборону, и при этом вы хотите, чтобы я вас защищал? Но вообще-то это не очень получается". Тезис неоднозначный, но понятный для простых американцев.
Трамп добился своего. По итогам саммита в Гааге решили поднять оборонные бюджеты альянса до 5% ВВП, а закупать оружие, конечно, у США. Другое дело, как они будут выходить на эту цифру и на что тратить деньги. Но военно-промышленный комплекс доволен.
Как будет развиваться эта ситуация – стоит посмотреть и подождать. Но не думаю, что будет развиваться спокойно и без последствий.
Думаю, европейцам нужно "держать ушки на макушке". Потому что как поведет себя Трамп? Он все время демонстрирует "предсказуемую непредсказуемость". В этом суть его политики.
– Противоречит ли такая "предсказуемая непредсказуемость" авторитету Трампа?
– Его авторитет огромен уже потому, что он – президент США. Трамп не меняет курс, а адаптирует его. По Украине он сначала говорил "решу все за 24 часа", теперь понимает: вопрос шире, речь о мировой архитектуре после распада СССР. То же с Гренландией или Канадой: идея не исчезла, он ждет удобного момента.

Даже его агрессивная политика дала результаты. Это 5% ВВП у натовских государств, это успехи в тарифной борьбе со многими странами. Вызывает удивление, что под удар попали и Южная Корея, и Япония, и союзники США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которых он хотел бы использовать и будет использовать против Китая. Он облагает их очень болезненными тарифами, пытаясь решить экономические проблемы и укрепить свои внутренние позиции.
Для любого американского президента, будь то Трамп, Байден, Клинтон, это главное. Внешняя политика находится на втором плане.
– США и союзники наращивают военный потенциал у границ России и Китая. Как реагирует Москва?
– Наш президент Владимир Владимирович Путин неоднократно рассказывал о видении РФ угроз безопасности и вызовах. В 2021 году президент говорил о железобетонных гарантиях безопасности для РФ, о невозможности терпеть дальнейшее наращивание военного потенциала на границах России.
В 2024 году президент пошел дальше и поставил задачу: в ближайшие годы сформулировать философию, контур евразийской безопасности, предполагающей взаимодействие на основе принципа равной и неделимой безопасности, равноправное сотрудничество между странами.
Президент поставил задачу МИД вместе с нашими партнерами на внешней арене работать в этом ключе. Мировой порядок, который был создан западными государствами, в первую очередь США, который считался единственно правильным и который Боррель называл "европейским садом", в котором места нет для России, для нас неприемлем.
В Совместном заявлении РФ и КНР от 8 мая 2024 г. есть предупреждение: концепции "Золотого купола" и "молниеносного глобального удара" повышают риск ядерного конфликта. На "Примаковских чтениях" я сказал, что этот документ заслуживает особого обсуждения как в Нью-Йорке, так и в Женеве.
Во время первого президенства Трампа его администрация отказывалась признавать нынешнюю позицию ядерной пятерки о том, что ядерной войны не должно быть и победителей в этой ядерной войне не будет. Поэтому я считаю не лишним – в случае встречи наших двух президентов, разработки каких-то проектов, документов – этот принцип вновь подтвердить.
Главное: Запад должен отказаться от менталитета холодной войны. Стратегическое поражение России или "приструнить Китай" – утопия.
– Какие практические выводы вы делаете из этого?
Во-первых: не надо ожидать манны небесной, что какой-то иностранный дядя придет к нам и поможет решить какие-то наши проблемы. Никто, тем более из-за океана, не придет с волшебной палочкой, чтобы установить мир на Украине. Только своими усилиями, только используя наш мощь, если оппонент не понимает дипломатического языка, можно добиться результата.
Во-вторых: российские предложения Киеву предполагают сохранение украинской государственности. Во время Великой Отечественной войны по мере того, как мы громили фашистов, активизировались контакты между США, Великобританией и Советским Союзом. Мы говорили о будущем Европы.
Сталин постоянно менял свою позицию в зависимости от того, как продвигается Красная армия. И в итоге завершилась эта кровавая война в Берлине. Я хотел бы, чтобы украинские политики не забывали этот опыт и учли его.

В-третьих: крайне важным считаю укрепление нашей армии и флота. Только благодаря ему мы можем думать об экономическом развитии страны.
Хочу подчеркнуть, что это не милитаристский лозунг. Десятилетия функционирования системы соглашений по контролю над вооружениями в годы Советского Союза показали, что безопасность страны можно и нужно укреплять не только за счет военно-промышленного комплекса, но и с помощью этих инструментов, которые позволяют тратить меньше денег, но обеспечивать безопасность.
– Благодарю вас за беседу.
* Движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено