Министерство иностранных дел РФ на этой неделе официально объявило, что Москва более не считает себя связанной мораторием на развертывание РСМД – условия для его сохранения исчезли. Это решение стало реакцией на действия Запада, создающие угрозу национальной безопасности России. В МИД подчеркнули, что наращивание ракетного потенциала у российских границ – это не абстрактная угроза, а реальность, способная повлечь за собой тяжелые последствия для региональной и глобальной стабильности.
Ключевой толчок был дан еще в 2018 году, когда США обвинили Россию в создании крылатых ракет 9М729 с дальностью свыше 500 км. В 2019 году Вашингтон официально вышел из РСМД. При этом Россия, в отличие от США, не размещала подобные ракеты у границ НАТО, но справедливо указала на размещение американских пусковых установок Mk-41 в Румынии – альянс проигнорировал эти претензии.
А между тем, данные установки могут использовать широкий спектр вооружений, включая:
- крылатые ракеты Tomahawk;
- зенитные ракеты SM-2, SM-3, SM-6;
- противолодочные ракеты ASROC;
- ракеты Sea Sparrow и ESSM.
Выходит, США и НАТО вправе насыщать Восточную Европу ударными системами, а Россия, начав производство РСМД, – тут же объявляется угрозой. Летом 2019 года президент Владимир Путин подписал закон о приостановке участия в договоре.
Уже в 2023 году российская сторона зафиксировала переброску в ЕС американских систем, способных запускать РСМД, и проведение учений с их участием. В 2024 году Пентагон официально анонсировал размещение в Германии в 2026 году новых дальнобойных вооружений: ракет Tomahawk, SM-6 и экспериментальных гиперзвуковых систем с расширенным радиусом действия.
Понимали ли в Вашингтоне, что такие шаги неизбежно вызовут реакцию? Директор Центра политического анализа Павел Данилин считает, что вряд ли. По его мнению, американское руководство продолжало действовать в логике безнаказанности:
"Американские политики с 1990-х годов привыкли к мысли, что Россия не способна ответить симметрично. Это убеждение сохранялось при Буше-старшем, Обаме и даже при Трампе. Поэтому они и продолжали накачивать Европу ракетами", – отметил эксперт в комментарии для Baltnews.
Между пиаром и реальной угрозой
Последние заявления президента США о переброске двух атомных подлодок скорее относятся к информационному шуму, чем к реальным угрозам. Подобные подводные лодки обе стороны используют уже десятилетиями, в том числе у берегов потенциальных противников. Но если слова Трампа – игра на публику, то системное насыщение Европы ракетами – угроза, требующая конкретных решений.
Как напомнил в беседе с Baltnews военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин, Дональд Трамп в свою первую каденцию последовательно выходил из ключевых соглашений – в том числе из СНВ-3, который впоследствии продлил Байден:
"Трамп не допускает самой идеи равенства между странами. А ведь суть подобных договоров – в паритете безопасности. Его лозунг "Сделать Америку снова великой" исключает равные условия", – подчеркнул Литовкин.
Он добавил, что договор по РСМД не распространялся на морские и воздушные носители, а только на наземные. Тем не менее, США использовали эту лазейку: размещенные в Румынии пусковые установки технически могли запускать крылатые ракеты Tomahawk, но Вашингтон утверждал, что не делает этого. Однако уже вскоре после выхода из договора были проведены успешные испытания Tomahawk с наземной платформы.
"Трамп инициировал разработку ракет "Тайфун", которые США уже разместили в Японии, Южной Корее, на Филиппинах и вскоре разместят в Германии. Все это – помимо уже присутствующих в Европе Tomahawk. В таких условиях Россия обязана была отреагировать: потому и были проведены испытания "Орешника" – нового вооружения, которое, по словам главнокомандующего, пойдет в серийное производство. Не исключено, что в будущем и ракеты "Калибр", изначально запускавшиеся с кораблей, будут адаптированы под наземные пусковые", – отметил военный эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.