Прибалтика в панике: почему Европа встревожена визитом Путина в Будапешт

Президент РФ Владимир Путин, президент США Дональд Трамп (в центре) и его супруга Меланья во время встречи в президентском дворце в Хельсинки, 16 июля 2018
© Sputnik / Алексей Никольский

Анастасия Кулик

После появления новостей о возможной встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в Будапеште европейские столицы охватило беспокойство. Особенно бурно отреагировали в странах Балтии – Эстонии и Литве.

Комиссар ЕС по иностранным делам Кая Каллас назвала информацию о готовящемся визите "не очень приятной". Это мягкое выражение на фоне внутренней тревоги, охватившей европейский истеблишмент. 16 октября стало известно о продолжительном телефонном разговоре президентов России и США, в ходе которого обсуждалась, в том числе, ситуация вокруг Украины. Вскоре Дональд Трамп предложил личную встречу – и этого оказалось достаточно, чтобы в Брюсселе зазвучали тревожные сигналы.

После Анкориджа, когда Евросоюз снова обошли стороной, европейские политики, кажется, окончательно утратили надежду на роль в глобальном диалоге. Вашингтон и Москва выстраивают архитектуру переговоров без участия ЕС, и Будапешт в этом контексте – очередное подтверждение.

Каллас, которая и прежде не славилась дипломатической гибкостью, теперь и вовсе оказалась на обочине больших процессов. США демонстративно исключили ее и других европейских лидеров из обсуждения ключевых тем. Более того, даже украинская сторона, казалось бы, напрямую заинтересованная в повестке, не приглашена в Будапешт. Ирония ситуации в том, что обсуждаться будут, в том числе, украинские территории.

Полет самолета Владимира Путина над воздушным пространством ЕС станет болезненным символом беспомощности европейской дипломатии. А если "Будапештский саммит" окажется результативным, премьер Венгрии Виктор Орбан укрепит свой имидж самостоятельного политика – пусть он и будет выглядеть "белой вороной" в глазах брюссельских бюрократов, но не в глазах тех, кто ищет конструктивного диалога между Западом и Востоком.

Закономерный вопрос: зачем Евросоюзу чиновники вроде Каллас, если пользы от них нет?

Американские проекции и литовская риторика

Литовский истеблишмент давно и последовательно воспроизводит повестку Демократической партии США. Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис и его советник Кястутис Будрис – представители этого идеологического лагеря. Последний, выступая 20 октября в Люксембурге перед заседанием Совета ЕС по иностранным делам, заявил, что "военным преступникам не место в Европе". Без уточнений, но всем было понятно, кого он имеет в виду.

Под "фигурантом №1" Будрис подразумевал президента России. А кто под номером два – Трамп или Орбан? Неясно. Но риторика характерна: "Литва хочет послать очень четкий сигнал – преступникам нельзя передвигаться по Европе ни с какой целью. Единственное место для Путина в Европе – это Гаага, а не одна из наших столиц".

Внутри Литвы тема выхода Путина на европейское направление превратилась в информационную одержимость. Главный вопрос: как он попадет в Будапешт? Воздушное пространство нескольких стран ЕС формально закрыто для президента РФ в связи с ордером МУС.

"Мы не представляем, как президент России мог бы пересечь территорию Европы", – заявляют литовские официальные лица. Хотя история знает примеры, когда враждующие лидеры находили возможность для встреч: достаточно вспомнить, как Иосиф Сталин оказался в Тегеране в 1943 году, несмотря на войну.

Чего ждать от саммита в Будапеште?

Прогнозы по возможной встрече в Венгрии варьируются от пессимистичных до умеренно оптимистичных. Надежда на мир сохраняется, но реализм диктует другое – возможен рост напряженности. Все зависит от того, какую роль США отводят президенту Украины: он уже "балласт" или "обуза, которая пока держится на плаву"?

Согласно одному из сценариев, Вашингтон может предложить мирное урегулирование, ограниченное Донбассом. По слухам, именно так Трамп обозначил свою позицию во время обеда с украинской делегацией в Белом доме, дав понять, что Киев должен смириться с территориальными потерями.

Альтернативный сценарий – эскалация конфликта. Лондон, по мнению некоторых аналитиков, подталкивает Украину к отказу от компромиссов. Цель – вовлечение Германии в полномасштабное противостояние с Россией, что ослабит позиции Берлина и укрепит британское влияние на континенте. Ради этого Лондон может "купить" украинскую верхушку, пообещав поставки дальнобойного оружия.

Возможный кандидат – немецкие крылатые ракеты "Таурус". Киев будет доволен, Москва – раздражена, а Лондон выигрывает в любом случае.

Для украинского общества все это обернется новой волной мобилизации, снижением призывного возраста, ростом ударов по энергетике и инфраструктуре. Но пока это только прогнозы.

Каким будет исход – покажет время. Саммит в Будапеште, вне зависимости от его результата, уже стал вызовом для Европы. И, как показывает реакция стран Балтии, далеко не все готовы к новой геополитической реальности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме