Литовские сторонники Киева в ночь с 17 на 18 октября не сомкнули глаз – повод оказался более чем весомым. Дональд Трамп отказал украинскому лидеру в поставках "Томагавков", не желая эскалации конфликта.
С точки зрения "цивилизованных" литовцев, 47-й президент США повел себя по-хамски, как дикарь. Вопреки дипломатическому протоколу, в аэропорту никто из представителей администрации США Зеленского не встретил.
Переговоры Трампа и украинского лидера, длившиеся менее двух часов, завершились внезапно. Президент США со словами "на этом заканчиваем" покинул встречу и отправился во Флориду. Украинскому президенту позволили провести пресс-конференцию лишь за оградой Белого дома, в парке. Именно там он и отвечал на вопросы журналистов.
В Литве произошедшее восприняли как политическое унижение. Официальный Вильнюс, как и многие европейские столицы, связывал серьезные надежды с американскими крылатыми ракетами. Это оружие должно было, по их расчетам, вынудить Москву сесть за стол переговоров – причем на "приемлемых" для Запада условиях. Литовский президент Гитанас Науседа за день до визита украинской делегации в Вашингтон откровенно назвал российские требования "нелепыми".
Сейчас европейские лидеры заняли выжидательную позицию. Только канцлер Германии Фридрих Мерц сдержанно заявил: "Теперь Украине нужен мирный план". И добавил, что в Европе "будут внимательно следить за дальнейшими шагами". Другого и не остается.
Политический кошмар
Шок усилился, когда стали известны подробности телефонного разговора президентов США и России. Дональд Трамп и Владимир Путин договорились о личной встрече – по неофициальным данным, она может состояться в Будапеште до 7 ноября.
Новость стала неожиданностью не только для офиса украинского президента, но и для большинства европейских столиц. Реакция была однозначной: Европу застали врасплох.
Интересны детали. Министерство иностранных дел Литвы сообщило, что Берлин оперативно напомнил Будапешту об обязанности исполнить ордер Международного уголовного суда (МУС) – арестовать российского президента. Несмотря на то, что ЕС не запрещает лидеру РФ посещать европейские страны, Венгрия, формально оставаясь участником Римского статута, обязана учитывать его положения до апреля 2026 года – именно тогда вступит в силу ее выход из-под юрисдикции МУС.
Тем не менее, Будапешт, по всей видимости, не намерен придерживаться формальностей. Напротив, страна активно готовится к приему высокого уровня. 17 октября премьер-министр Виктор Орбан и глава МИД Петер Сийярто официально заявили, что Венгрия гарантирует безопасность участников грядущих переговоров.
Ирония и раздражение
На фоне дипломатической активности Венгрии литовская пресса не удержалась от язвительности. Оппозиционный ресурс ekspertai.eu иронично заметил: "Мир замер в ожидании заявления президента Литвы Гитанаса Науседы".
Цитата: "Лидер литовского государства обязан сделать все, чтобы самолет Путина не достиг Венгрии, если тот рискнет лететь через страны НАТО, ЕС или территории, входящие в юрисдикцию МУС. Науседа должен быть готов поднять истребители НАТО, чтобы принудить борт №1 к посадке там, где российского президента ждет наказание. В идеале – в Вильнюсе".
Почему именно Будапешт?
Венгрия – одна из немногих европейских стран, последовательно выступающих за мирное урегулирование. "Мы никогда никому не читали нотаций", – подчеркнул Виктор Орбан в соцсетях. По слухам, именно Трамп предложил эту площадку. Более того, оба лидера согласились, что Орбан может выступить посредником.
"Нам нравится Виктор. Путину он нравится, мне он нравится. Это безопасная страна, где работают профессионалы. Орбан – сильный лидер, он эффективно управляет государством и не имеет тех проблем, что есть у других. Поэтому мы решили, что Будапешт – оптимальное место", – прокомментировал Трамп.
На этом фоне напрасными выглядят попытки литовской дипломатии как-то повлиять на ситуацию. Глава МИД Литвы Кястутис Будрис избегает общения с Орбаном даже на саммитах, считая его пророссийским политиком, другом Кремля и "ледоколом" в структуре ЕС. "Я никогда не изменю своего мнения об Орбане", – категорично заявил он.
Литва неоднократно пыталась обойти вето, которое Будапешт накладывает на прокиевские инициативы в ЕС – от финансовой помощи до поддержки евроинтеграции Украины. "Решать, как Брюсселю выстраивать отношения с Киевом, должен кто угодно, но не Будапешт", – не раз резко высказывался Будрис.
Вне игры
И все же ситуация сложилась иначе. Не с Науседой и не с Будрисом считаются сегодня в Вашингтоне и Москве. Не в Вильнюсе, а в Будапеште может пройти встреча, где решится вопрос окончания конфликта на Украине.

Такая перспектива стала ударом по литовскому истеблишменту. В Вильнюсе были уверены, что "вопрос мира на Украине нельзя решать без участия Киева" и твердо настаивали на этом подходе.
Оказалось – можно. Если за стол переговоров садятся два мировых лидера, а не второстепенные игроки. Что же до украинского президента, Трамп ясно дал понять: трехсторонней встречи не будет, но быть на связи Зеленский обязан. Похоже, последнего ждут далеко не самые приятные новости.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.