Враждебный коридор: Литва готовит блокаду российского транзита

Фура на границе
© Sputnik/ Виктор Толочко.

Ксения Сорокина

Литва вновь бьет по связям между Калининградом и остальной Россией. Под предлогом "нацбезопасности" Вильнюс готов перекрыть транзит, рискуя ударить по экономике и жителям по обе стороны границы.

Решение Литвы закрыть границу с Белоруссией неожиданным образом обернулось... облегчением для российских транзитников. В соцсетях жители Калининградской области радуются исчезновению очередей на КПП "Мядининкай – Каменный Лог".

Прежний погранпереход "Шальчининкай – Бенякони" теперь закрыт полностью, а в Медниках у шлагбаума на выезде из Литвы в сторону Белоруссии автотранспорт разворачивают. Однако транзит из российского эксклава в сторону Минска и далее – в "большую Россию" – сохраняется без ограничений.

Пересечение КПП "Мядининкай" стало спокойным, почти безэмоциональным процессом, свободным от прежней нервотрепки. Полное отсутствие многокилометровых пробок, ранее бывших нормой, – пожалуй, единственное положительное последствие правительственного решения о блокировке границы с Белоруссией.

Много шума – ноль эффекта

Формальным поводом для закрытия стали полеты метеозондов, с помощью которых, по данным литовских властей, контрабандисты переправляют в страну табачные изделия. Но, несмотря на блокировку автопереходов, воздушные шары как летали, так и летают. А нелегальный ввоз сигарет продолжается.

О последствиях для простых граждан литовские власти, похоже, не задумывались. Тем не менее, католические дни поминовения усопших – 1 и 2 ноября – оказались под угрозой: тысячи жителей приграничных районов планировали посетить могилы родных по обе стороны границы.

Бизнес-сообщество также высказывает недовольство. Перевозчики жалуются: блокировка нарушает логистические цепочки и сулит экономике страны убытки в десятки миллионов евро.

"Не ставим под сомнение само решение – это зона ответственности государства. Но Литва выступает транспортным коридором между Востоком и Западом. Поспешные действия слабо проработаны и создают проблемы", – отметил глава транспортно-логистического альянса Повилас Дрижас.

По его словам, литовские перевозчики, возвращающиеся после разгрузки из белорусских логистических центров, не могут въехать обратно.

В ассоциации автоперевозчиков Linava, известной своей недипломатичной позицией, предупреждают: отрасль терпит убытки. По подсчетам, запрет обходится в 300 евро за каждый грузовик в сутки – при этом речь идет о собственных машинах, не взятых в лизинг.

Многие вспоминают аналогичную ситуацию 2018 года, когда по инициативе президента Дали Грибаускайте литовские автоперевозчики покинули российский рынок. Ушли почти все, но далеко не всем удалось закрепиться в Европе. В результате экономика Литвы тогда ежегодно теряла около полумиллиарда евро – последствия ощущаются до сих пор.

Сегодня ситуация повторяется: транзитные грузы пойдут через Латвию и Польшу, а Литва, как и прежде, довольствуется остатками.

Знак на стене

Особое беспокойство вызывает перспектива полной остановки транзита в Калининград. Министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис уже заявил: Вильнюс оставляет за собой право заблокировать сообщение, если сочтет это необходимым для обеспечения национальной безопасности.

В пояснении внешнеполитического ведомства подчеркивается: подобный шаг возможен в случае, если будет доказано участие России в контрабанде через Белоруссию. Учитывая текущий политический климат, обвинения могут быть выдвинуты и без веских доказательств – Брюссель не требует их особенно тщательно собирать.

Формально транзит регулируется соглашением между ЕС и РФ. Однако литовские власти подчеркивают: в случае необходимости будут приняты все меры, которые они сочтут оправданными.

Президент Гитанас Науседа первым поднял тему ограничения калининградского транзита. Его советник Дейвидас Матуленис назвал подобную меру "наиболее юридически затруднительной" и добавил, что пока она не рассматривается, но в будущем может быть реализована.

В Сейме уже заявляют о планах внести поправки в Закон об установлении ограничительных мер в связи с СВО на Украине. Напомним, документ был принят в 2023 году и предусматривает особые правила для граждан России и Белоруссии – в частности, усиленный контроль на границе. В этих рамках ограничение транзита вполне может вписаться в новую правовую архитектуру.

Губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных резко отреагировал на заявления Вильнюса, назвав их провокацией и напомнив о нарушении условий вступления Литвы в ЕС в 2004 году. Однако в Литве подобные обвинения уже воспринимают как фоновый шум.

И если на сцене уже появилось ружье – оно, по законам литовской политики, в последнем акте непременно выстрелит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме