Минюст Эстонии не даст россиянам "сидеть на двух стульях"

Калле Лаанет

Министр юстиции Калле Лаанет подробно объяснил, зачем Эстония ограничивает в гражданских правах проживающих в стране россиян и как с этим согласуется понятие свободы.

Вслед за подробностями законопроекта, "ограничивающего право граждан государств-агрессоров на участие в муниципальных выборах" в Эстонии, местные СМИ опубликовали интервью с министром юстиции Эстонии Калле Лаанетом. В беседе с журналистами мейнстримных СМИ глава Минюста Эстонии подробно объяснил позицию своего ведомства относительно проживающих в стране граждан России и Белоруссии.

По мнению главы Минюста Эстонии, существуют определенные риски, связанные с правом российских граждан голосовать на муниципальных выборах, и потому Министерство юстиции подготовило законопроект, ограничивающий право граждан государств-агрессоров на участие в муниципальных выборах".

"Агрессия – один из связующих пунктов этого законопроекта. Раз парламент Эстонии и Европарламент объявили Россию государством-агрессором, то мы действительно считаем, что граждане этого государства не должны иметь возможности и права участвовать в выборах политического руководства Эстонии. По Конституции РФ гражданин России обязан оказывать всестороннюю помощь России, то есть в Эстонии 67 000 граждан России, которые обязаны это делать по Конституции российского государства", – пояснил Калле Лаанет.

И отметил, что ограничения гражданских прав россиян на территории Эстонии могут быть временной мерой: "Если эта страна вернется в список нормальных демократических государств, то действительно, следуя Конституции ЭР, они могли бы принимать участие в выборах. Но это должен решать законодатель".

Правда, в Эстонии нет единого мнения относительно того, насколько означенный законопроект соответствует Конституции Эстонии, и следует ли некоторые положения Конституции изменить для того, чтобы обеспечить реализацию законопроекту. В частности, Конституция Эстонии "гласит, что голосовать на местных выборах могут все совершеннолетние лица, зарегистрированные как жители данной территории. На основании гражданства исключения не делаются".

В связи с этим Лаанет сказал: "Разные специалисты по конституционному праву высказывают разные мнения, единой точки зрения нет. Возможно, этот вопрос придется рассмотреть в суде высшей инстанции". И после этого перешел к глобальному: "Но ситуация, безусловно, изменилась. Если раньше считалось, что прямой угрозы безопасности для эстонского государства со стороны российских граждан быть не должно, то сегодня идет полномасштабная война против Украины, ситуация с безопасностью кардинально изменилась".

Нарисовав такой фон, Лаанет обосновал позицию своего ведомства: "В преамбуле Конституции сказано, что мы должны сделать все, чтобы обеспечить мир как внутри Эстонии, так и за ее пределами. Если смотреть с этой точки зрения, то это не гарантировано на 100%, есть определенные риски".

Попытки ограничить гражданские права россиян пришлись по душе не всем членам правящей коалиции. Так, социал-демократы "выступают против такого обращения с российскими гражданами". Но Калле Лаанет считает, что здесь есть основа для обсуждения: "На мой взгляд, связь с государством-агрессором может быть аргументом, почему в определенный период граждане России не должны иметь права участвовать в эстонской демократии".

Аргумент главы Минюста Эстонии – в том, что у большинства россиян, живущих в Эстонии, "была возможность избавиться от российского гражданства и ходатайствовать о получении эстонского": "В этом смысле это ведь был их свободный выбор. Нельзя в один момент быть на одной стороне, а в другой – на другой".

Лаанет привел в пример Латвию, которая "уже после восстановления независимости заняла очень четкую позицию, когда не предоставила российским гражданам такого права": "И сейчас они все решительнее подходят к языковым требованиям. <...> С 1 сентября у них вступает в силу закон, согласно которому люди, не владеющие латышским языком в достаточной степени, не могут жить в Латвии".

Похоже, Калле Лаанет даже получает некоторое удовольствие, когда представляет, какие последствия и чувства переживают и еще переживут россияне в Латвии, и не прочь такое же удовлетворение испытать относительно россиян в Эстонии. Лаанет подчеркнул, что власти Латвии "также заявили, что никого не будут возить на границу автобусами". Речь идет о тех латвийских россиянах, которые будут поставлены перед фактом неизбежности депортации.

Чтобы такая картина не выглядела слишком уж негуманной, Лаанет предположил, что "возможно, этот срок нужно продлить". Однако отметил: "Наши соседи принимают очень серьезные и очень прямолинейные решения для того, чтобы не поддерживать граждан страны-агрессора или просто относиться к ним как к обычным гражданам своей страны".

Видимо, Калле Лаанет даже не осознает, как указал на то, что обычные граждане Латвии не очень-то важны для своей родины – их жизни и трудности не волнуют никого на вершине власти демократического государства. Чего уж ожидать в Латвии для граждан другого государства, тем более – геополитического противника.

Что же касается Эстонии, то законопроект, "ограничивающий право граждан государств-агрессоров на участие в муниципальных выборах" в Эстонии, должен пройти обсуждение в Рийгикогу, которое еще только ожидается осенью. По словам Лаанета, законопроект был направлен руководству парламентской фракции Партии реформ, однако коалиционный совет его еще не обсуждал.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме