В четверг, 17 августа, в Эстонии продолжился диспут относительно законопроекта о лишении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Эстонии, права голоса на местных выборах.
Мейнстримные СМИ – портал ERR – столкнулись с отказом в получении доступа к меморандуму, подготовленному Министерством юстиции Эстонии к сегодняшнему заседанию правительства и снабженному приложением с юридическим анализом избирательных прав российских граждан в Эстонии.
Как отметили в ERR, Минюст сопроводил свой отказ "сомнительными обоснованиями", присвоив меморандуму категорию "для служебного пользования".
Лидеры эстонских медиа в лице журналиста Урмета Коока напомнили, что в коалиционном договоре Партии реформ, Eesti 200 и Социал-демократической партии (SDE) было вписано обещание – "в сотрудничестве с экспертами по государственному праву мы разработаем правовые рамки для приостановки избирательного права граждан Российской Федерации и Беларуси на муниципальных выборах без внесения изменений в Конституцию".
И вот на сегодняшний день под руководством министра юстиции Калле Лаанета, однопартийца премьер-министра Каи Каллас, "разработан черновик законопроекта об ограничении права граждан государств-агрессоров участвовать в муниципальных выборах".
Напомним, авторы законопроекта подчеркнули, как пристально рассмотрели права и обязанности российских граждан и нашли обоснование для статей законопроекта – "в соответствии с Конституцией Российской Федерации, защита Отечества (России) является обязанностью каждого гражданина Российской Федерации, а также имели место случаи, когда граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Эстонии, получали мобилизационные призывы из страны своего гражданства для прохождения службы в вооруженных силах". В ближайшее время министр собирается представить его партнерам по коалиции и общественности.
Накануне министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс выступил с интервью, в котором рассказал о том, что "Минюст также подготовил анализ лишения российских граждан права голоса с точки зрения его соответствия Конституции": "Насколько мне известно, Министерство юстиции провело такой анализ, и, по имеющейся у меня информации, этот анализ говорит о том, что без изменения Конституции это сделать невозможно". Также министр отметил, что "соцдемы считают невозможной ситуацию, когда правительство выдвинет законопроект, не соответствующий Конституции".
Чтобы разобраться в правовых тонкостях означенного законопроекта, Урмет Коок обратился в Министерство юстиции с просьбой предоставить упомянутый министром анализ для ознакомления. Однако ведомство отказало в этом.
Советник по связям с общественностью министерства Элизабет Маст сказала: "Министерство юстиции подготовило меморандум к заседанию кабинета министров, к которому прилагается юридический анализ". И добавила, что "меморандум к заседанию кабинета министров и приложения к нему не являются публичными документами, а предназначены для служебного пользования".
В ERR задали уточняющий вопрос об основаниях для ограничения доступа к документу, на что "в Минюсте сослались на пункт Закона о публичной информации, позволяющий признавать проект документа и относящиеся к нему документы информацией для служебного пользования до их принятия или подписания". Элизабет Маст сказала: "Это еще не окончательные документы, подписанные министром и утвержденные правительством, и поэтому они не являются публичными".
Урмет Коок подчеркнул, что такой ответ не удовлетворил ERR. И вот почему: "Во-первых, министр юстиции Калле Лаанет сам направил национальному телерадиовещанию текст законопроекта о лишении граждан РФ и Беларуси права голоса на муниципальных выборах. Во-вторых, если министерство утверждает, что документ не является окончательным, то дело может обстоять так в случае законопроекта, но подготовленный министерством юридический анализ должен быть окончательным".
Также в EER отметили, что "статья 36 Закона о публичной информации предусматривает запрет на закрытие государственными и муниципальными учреждениями, а также публично-правовыми юридическими лицами доступа к информации в виде результатов заказанных ими исследований и анализов, кроме случая, когда раскрытие такой информации угрожает государственной обороне или государственной безопасности".
"Соответственно, закон предусматривает, что Министерство юстиции не может присваивать такому анализу категорию "для служебного пользования", если он не представляет угрозы для государственной обороне или государственной безопасности. Трудно понять, как важный анализ в сфере государственного права (затрагивающий примерно 70 000 человек) может представлять такую угрозу", – резюмировал Урмет Коок.
Сообщается, что в ERR решили добиваться юридической ясности в возникшей ситуации и передадут "данный случай на рассмотрение Инспекции по защите данных".