По прогнозам, в Вильнюсе осенью почти 1000 шестиклассников литовских и польских школ примутся грызть la idioma español.
"Рад, что столица Литвы уходит от преподавания русского, как второго иностранного в общеобразовательных школах. Наконец-то у юных горожан будет больше возможностей сконцентрироваться на языках стран Европейского союза. Испанский – второй в ЕС по популярности после английского. Надеюсь, в течение четырех лет он заменит русский", – не скрывает восторженного удовлетворения заместитель градоначальника Арунас Шилерис.
Полгода назад он выступал за замену русского французским, голландским и даже румынским. Поскольку набрать нужное количество педагогов не удалось, от этих вариантов отказались, вспомнив об испанском.
Вожаки профессиональных союзов работников образования смеются. Ясный пень, в Литве с преподаванием испанского проблем не возникнет.
Шилерис и равные ему по кругозору реформаторы смело рассчитывают на скрытые, незадействованные резервы провинциальной глухомани, где носителей языка Христофора Колумба по сотне в каждой деревне, как в Эстремадура и в Кастилия-ла-Манча. Даже собаки на тамошних диких хуторах лают не по-литовски – ¡guau guau!
Полнейшая Эстремадура
Непонятно, почему именно в 2024/2025 учебном году настало время для изгнания русского языка. Вопреки расхожему мнению об отрицании всего русского, он 45% школьников нравится. И выучить несложно благодаря широкому распространению в быту.
Существует и пользуется спросом мультипликация и киноклассика советских времен. Соседский мальчик обожает "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". На днях прибежал с очередным вопросом: "Правосудие как по-литовски будет?"
Впрочем, Шилерис ратовал бы за изучение любой экзотики вроде языка дельфинов или орангутангов, лишь бы интерес к русскому уничтожить. В этом он видит свою миссию, возглавляет бесконечные кампании против школ национальных меньшинств. Например, предлагал вообще такие образовательные заведения закрыть, и добился бы, но поляки Литвы устроили бунт.
В отличии от русских, свои интересы они защищать умеют, не торгуют ими, протестуют против неудачных экспериментов с молодежью и решительно говорят "нет" уничтожению и ассимиляции обучения на родном языке. Причем аргументированно.
Ратифицированные Литовской Республикой международные документы – Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и Соглашение о дружественных отношениях и добрососедском сотрудничестве – предусматривают право национальных меньшинств на обучение на их родном языке, а также гласят, что новые законодательные акты не должны ухудшать приобретенные права национальных меньшинств. Это раз.
Польские лидеры не стесняются просить президента Гитанаса Науседу "напомнить главе правительства, министру образования, что необходимо соблюдать положения ратифицированных международных документов и уважать права человека, которые являются одним из основных принципов деятельности Европейского союза". Это два.
Партия "Избирательная акция поляков Литвы" твердо стоит на защите интересов избирателей. Три.
Ужасы нашей деревушки
Премьер-министра Ингриду Шимоните общими усилиями так прижали, что она приняла отставку главы Минобразования и бездарного реформатора Гинтаутаса Якштаса. От его планов правительству пришлось отказаться. Но только на 50%: в перспективе избавиться только от тех школ, в которых учебный процесс идет на языках стран-не членов Евросоюза. То есть на идише, русском и белорусском, других в Литве нет. Как с английским, пока не понятно, ведь Великобритания с некоторых пор "не член".
Поляки успокоились. Чужие беды им интересны только тогда, когда появляется необходимость добрать голоса избирателей за счет обещаний. Польские лидеры в тайне всегда держали россиян с белорусами за лохов, против евреев и англичан выступать они не решатся.
Русские школы не спасло даже заступничество социал-демократов. Партийный лидер Вилия Блинкявичюте камня на камне не оставила от вредных начинаний – консерваторы в Литве провели такую реформу образования, что она из-за хаоса нуждается в социальной помощи:
"Никто не ищет нового министра, никто не спешит, всем хорошо. Министерством, наверное, до конца срока полномочий кабмина будет управлять глава Минсоцзащиты и труда. В демократическом мире эксперименты над людьми запрещены. К сожалению, это не распространяется на наше министерство образования, которое проводит эксперименты над молодыми людьми новыми идеями, новыми неопробованными способами. Это ужас, причина которого – некомпетентность".
Критику поддержали вяло, в правительстве ее проигнорировали. Премьер вообще не видела смысла назначать нового министра взамен ушедшего. И не стала бы искать, если после победы Науседы над Ингридой не сгустились тучи. Ей открытым текстом сказали: или появится новый глава Минобразования, или новый глава правительства.
Шимоните засуетилась, но много ли толку? В октябре парламентские выбора, смена исполнительной власти. Что сумеет в спешке назначенный за неполные четыре месяца? Разве рассеять гнев главы государства.
У русских – шиш
По словам премьера Шимоните, "в системе образования существует множество проблем. Следовательно, последуют болезненные и неприятные решения". Между строк нужно читать так: Литва решила идти по пути Латвии с Эстонией, изгоняя русский язык из сфер жизни.
Националисты из министерства и кабмина не откажутся от идеи постепенного сокращения школ с русским языком обучения. Первым под топор попадет сам язык – это решенный вопрос.
Причем националисты пытаются камуфлировать планы. Например, мэр Вильнюса Валдас Бенкунскас (который по любому поводу советует не ностальгировать по советским временам) хочет, чтобы "русские школы не были закрытыми гетто с тайно развешенными плакатами Путина". Мол, в первую очередь необходимо обеспечить соответствующее качество образования.
Демагогия. Трудно поверить, что градоначальнику не известны следующие факты: 70% преподавателей таких школ – пенсионного или предпенсионного возрастов, молодых учителей для русских образовательных учреждений в республике не готовят.
Нет современных учебников, техническое оснащение происходит по остаточному принципу. Учебные заведения обречены на медленную смерть.
В сравнении с поляками, у русских нет единства и нет организующего центра. Каждый родитель, каждая школа барахтаются сами по себе. Примазавшиеся в былые годы к посольству Российской Федерации вожди организаций и ассоциаций брызнули в разные стороны – стоило лишь окрепнуть антироссийской риторике.
Фамилии "власовцев" называть нет смысла, они зафиксированы в документах многочисленных конференций, заседаний, круглых столов и прочей чиновничье-бюрократической мертвечине.
В итоге все слагаемые объективно ведут к концу русского образования в Литве, существовавшего и развивавшегося на протяжении столетий. Однако "ведут" или "окончательно приведут"? Есть у России силы и рычаги, способные остановить и отменить игрища литовских (скажем шире – прибалтийских) националистов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.