В Латвии уничтожены памятники победителям нацистов, чтобы некуда было нести цветы. Принят закон, запрещающий 9 мая радоваться, запускать салюты и собираться в группы. Придумано фальшивое событие, обязывающее всех скорбеть: "9 Мая символизирует оккупацию Латвийской Республики", – говорится в аннотации к закону.
Остается только изменить календарь, чтобы после 8 мая шло сразу 10-е. Но даже тогда власти не перестанут нагнетать истерику. Ведь это единственный способ отвлечь население от мыслей о крахе, к которому они привели страну.
Снесли, чтобы забыли
Еще в прошлом году, мечтая уничтожить ненавистный им праздник, власти Латвии объявили 9 мая "днем памяти украинских жертв". Расчет был таков: поскольку любой цветок, возложенный к памятникам в этот день, автоматически окажется посвященным событиям на Украине, люди никуда не пойдут, останутся дома.
Но затея провалилась. В одной только в столице к монументу Освободителям Риги от нацистов пришли сотни тысяч человек и устлали всю площадь цветочным ковром. То же повторилось на следующий день, после того, как власти демонстративно сгребли цветы бульдозером и отправили в мусорник.
В итоге 9 мая вышел не только Днем Победы, но и Днем сопротивления. Прибавьте сюда, что он всегда служил для латвийцев Днем единения. Возлагать цветы борцам с нацизмом приходили очень разные слои общества: старики и молодежь, бедные и обеспеченные, госслужащие и предприниматели, преподаватели и люди физического труда. А еще там слышалась не только русская, но и латышская речь.
Неудивительно, что власти Латвии это страшно бесило. Уж больно резким получался контраст. Судите сами: 16 марта – в день памяти латышских легионеров "Ваффен СС" по Риге маршируют лишь несколько сотен людей. А 9 мая победителей этих легионеров чествуют аж сотни тысяч людей.
Видеть это западной латышской эмиграции, рулящей страной, было больно и страшно. Поэтому с прошлого 9 мая она усиленно работала над тем, чтобы лишить Латвию этого праздника навсегда. Медицина, образование, социальная помощь были пущены в жертву. Деньги выделялись только на войну – вне страны (помощь Украине) и внутри страны (резкое усиление армии, переименование улиц, демонтаж советских военных памятников).
Как итог: за считанные месяцы, к началу зимы 2022-го в стране были уничтожены 124 советских военных памятника. Характерно, что 69 из них были приговорены к разрушению указом правительства, а 55 – инициативой местных самоуправлений, тоже пожелавших себе славы Герострата (житель древнегреческого города Эфес, который сжег храм Артемиды летом 365 года до н.э. – прим. Baltnews).
Внимательное чтение списка всего, от чего было решено избавиться, сразу дает понимание, откуда весь пыл. Даже удивительно, как такие памятники дожили до 2022 года?! Ведь своим существованием они начисто опровергали придуманную и наспех слепленную новейшую историю, на которой базируется идеология нынешней Латвийской Республики.
Согласно этой истории, латыши – все до единого! – с 1939 года по 1991 годы тяжко страдали под советской оккупацией, ни на минуту с ней не смирялись, от власти советской полностью дистанцировались, в строительстве социализма не участвовали, Красную армию ненавидели. И воевали против нее на стороне нацистов всем латышским народом, мечтая вернуть Латвии независимость.
А что говорили военные памятники? Они неопровержимо свидетельствовали, что на территории Латвийской ССР действовало масштабное народное сопротивление нацистам – и это были советские латыши. Это доказывали памятник на месте гибели партизана Витольда Яунтиранса и памятник на месте гибели партизана Мартиньша Рудзитиса (оба в Огрском краю). Это подтверждали памятный камень, посвященный партизанам отряда "Саркана Булта" в Кулдигском крае, и мемориальная доска на месте, где 1 апреля 1943 года произошел бой партизанского отряда "Лиесма" с нацистами в Лудзенском крае.
О том же напоминали памятник в Лажской волости, где 27 февраля 1945 года в бою Западно-Курземского партизанского отряда с нацистами погиб командир отряда Андрис Мацпанс. И памятный камень в Гулбенском крае, где 18 июля 1943 года погиб командир Северо-Латвийского партизанского отряда Волдемарс Эзерниекс с четырьмя партизанами. А еще – памятник на месте, где 9 сентября 1943 года погибли партизаны Язепс Цацурс и Юрис Ниедра в Алуксненском крае.
Совершенно дискредитировали нынешнюю версию истории Латвии скульптура Героя Советского Союза Иманта Судмалиса в Лиепае, Героя Советского Союза Оттомара Ошкалнса в Лиепне (Алуксненский край), памятная доска на месте гибели разведчика Мартиньша Поги 8 октября 1942 года в Риге. И сотни других памятников, где вперемешку шли латышские и русские фамилии героев, павших в боях против нацистов.
Для авторов перевранной истории ЛР эти люди не существуют, поскольку не вписываются в концепцию об "оккупации, в которой полвека, страдая, жили латыши". Поэтому уничтожение военных памятников стало для нынешних латвийских историографов крайне приятным подарком.
Попутно разрушители памятников сделали подарок и соседям по региону (хотя те их не просили), убрав памятный камень с надписью "В марте-мае 1945 года под Каулачи сражался 8-й Эстонский стрелковый корпус Красной Армии" в Салдусском крае, а также уничтожив мемориальную доску с дзота с Блиденской волости, где было высечено: "На этом месте 18 марта 1945 года свой героический подвиг совершил Герой Советского Союза Якоб Кундер". Эстонец Кундер повторил подвиг русского Матросова – закрыл во время боя своим телом амбразуру пулемета, косившего его товарищей.
Теперь памяти об этих людях в Латвии нет. И это не конец тотального перетряхивания истории. Следующая порция – еще 70 объектов находятся на рассмотрении в Управлении национального культурного наследия. Можно не сомневаться: чиновники не обманут ожиданий властей.
Сказки дядюшки Затлерса
Параллельно с уничтожением памятников весь год шла активная моральная обработка населения. Унижая русскоязычную общину и всячески поощряя латышских националистов, власти умело стравливали людей между собой. Латышам предложили роль "охотников на русский мир", и очень многие повелись, направив всю энергию на поиски уголков, где еще слышна русская речь и ощущается русский дух.
Две городские сумасшедшие, провозгласившие эту охоту еще до того, как она стала мейнстримом, журналистка Элита Вейдемане и поэтесса Лиана Ланга сразу перевозбудились от вседозволенности. Их злобные русофобские речи, укладывающиеся в несколько статей УК, потеряв остатки вменяемости, стали похожи на выписки из истории болезни шизофреников. "До каких пор мы будем позволять писать себе на голову, рыдая от счастья, что это золотой дождь?" – так Вейдемане отреагировала на то, что Рижская дума разрешила Русскому Союзу Латвии провести митинг против запрета 9 мая.
"Прозрение" внезапно снизошло даже на людей, которые ранее не отличались радикализмом, и они тоже начали нести полную ахинею. Так, один из экс-президентов Латвии, Валдис Затлерс заявил: "Снос памятников – четкий сигнал, что 9 мая больше никогда не повторится. Когда меня спрашивают, почему, я отвечаю очень просто. [Президент России Владимир] Путин построил этот праздник, потому что в моем детстве его не было".
Господину Затлерсу 68 лет, а говорят, что деменция ныне становится все моложе. Похоже, к Затлерсу она уже пришла… Иначе как объяснить такие странные речи? Ведь не может же бывший советский врач-травматолог, в детстве – пионер, в юности – комсомолец, настолько нагло врать? Видимо, ему просто отшибло память: как он каждый год на 9 мая шел в общей колонне демонстрантов (сначала – со своей школой, потом – со своим трудовым коллективом), радостно распевая "Катюшу" и размахивая красными флажками. Вся Латвийская ССР так ходила, начиная с 1965 года, с тех пор как этот день в СССР стал праздничным и выходным.
Широко отмечался День Победы в Латвии и в 1990-е годы, когда республика уже отделилась. В ту пору было еще много живых ветеранов-участников Великой Отечественной, как латышей, так и русских, которые приходили к монументу Освободителям Риги при полном параде, со всеми наградами (сегодня они запрещены). Причем тут Путин? В каком бреду Затлерсу привиделось, что такого праздника до него не было?
А что сталось с Лаймой Вайкуле, певицей средних вокальных способностей и недалекого ума, но зато, как теперь выяснилось, уникальной адаптивности к изменчивой реальности. В советские времена это был человек, абсолютно лояльный власти. После краха СССР Вайкуле, смекнув, что на латышской публике далеко не уедешь, всю карьеру строила в России и бесконечно признавалась в любви к ней. А сейчас, уловив новый политический тренд, несет прямо противоположное. И, как Затлерс, безбожно врет.
Признавшись, что ее отец воевал в Красной Армии, тогда как дядя "был по другую сторону", и "это надо уважать, ведь "такое было время", она напустилась на тех, кто всегда праздновал День Победы возле монумента Освободителям Риги от нацистов: "Почему мне нужен этот памятник? Для чего он мне нужен? Я не понимаю. Никакой художественной ценности он не имеет. И что вот это? Тем более в Латвии. В последнее время там просто приходили выпивать. И после праздников оставляли просто свалку". Вопрос ведущего: "А вы там бывали на 9 мая?" – ответ: "Нет, конечно, проезжала только мимо".
Надо быть очень бесстыжим человеком, чтобы так лгать. Прекрасно понимая, какое пристрастное внимание приковано к монументу освободителям Риги со стороны националистов, люди, которые несли туда цветы, всегда вели себя предельно сдержанно. Общественники строго следили за порядком – не говоря о том, что там присутствовали экипажи муниципальной и государственной полиции. Какая выпивка? Какая свалка? Как повернулся у Вайкуле язык нести этот бред?
С другой стране – а почему бы этим людям не врать, если врет сам верховный орган страны? "9 Мая символизирует оккупацию Латвийской Республики", – такую преамбулу к закону "О запрете проведения отдельных публичных мероприятий 9 мая" принял парламент ЛР. Во-первых, обманом является сама правовая база, выдуманная тридцать лет назад для легитимизации нынешней Латвийской Республики: мол, Латвийской ССР вообще не было, а была временная оккупация независимой страны. А, во-вторых, даже согласно этой фальшивой теории, "оккупация Латвии произошла 17 июня 1940 года". Так причем тут 9 мая?
Символично, что закон, вычеркивающий из календаря страны День Победы, был принят в день рождения Гитлера. Можно ли яснее показать, что Латвия – уже не только националистическая, но и нацистская страна? К концу года официально обещаны депортации стариков с российским гражданством. А там и до газовых камер недалеко…
Страшно, аж жуть
А теперь – самое интересное. Уничтожив советские военные памятники, власти (и накрученное ими латышское общество) не успокоились, а наоборот – стали разгонять панику еще сильнее. С приближением 9 мая они начали гадать, куда пойдут с цветами русские в этом году, сами придумывать места и лихорадочно их запрещать.
Понятно, чего они так перепугались. Ведь буквально недавно русские жители Берлина и сочувствующие им немцы сорвали пропагандистскую русофобскую акцию и превратили ее в акт солидарности с Россией. Когда напротив российского посольства на Унтер-дер-Линден был выставлен – в качестве победного трофея – подбитый на Украине российский танк Т-72, люди внезапно понесли к нему цветы.
То же самое повторилось в Таллине и даже в Риге, хотя латвийская полиция (в отличие от немецкой и эстонской) заранее угрожала преследованием тем, кто на это осмелится.
Для латвийских властей все это стало шоком. Ну, никак не уймешь этих русских!
И если латышскую общественность очень развлекло издевательское сообщение мэра Риги Мартиньша Стакиса о том, что русские могут нести цветы в парк Победы без монумента и положить их к туалету, то Госполиция отнеслась к такой возможности с ужасом. Было поспешно выпущено разъяснение: возложение цветов даже к пустым местам, где раньше стояли памятники, будет считаться "героизацией объектов и проявлением агрессии".
То есть страх уже возведен в абсолют. Латвийская власть боится русских с цветами в руках, боится мест, где уже ничего не стоит, боится мыслей в чужих головах, которые не может прочитать. Это власть параноиков, которые своей фобией заражают все латышское общество.
Агрессивный националист и провокатор Элвис Мейстерс завел публику в своем Twitter сообщением: "Урлы хотят провести 9 мая флешмоб, обложив Памятник Свободы красными цветами. Говорят и о других локациях, но, как всегда, речь не идет о поминовении предков, а лишь о том, как досадить латышам".
"Урлы, "рашисты", "орки", "ватники" – иначе русских такая публика и не называет. И комментаторы не подвели, сыпя оскорблениями и даже угрозами. "Государственная полиция! – строго окликает некий Кристапс Кашс. – Я вас заранее предупреждаю, что в этом году не будет послаблений, как 9-10 мая прошлого года. Если у вас не получится ограничить самоуправство приходящих, то мы сделаем это сами без разбора средств. Дальше думайте сами".
Пойдут ли действительно русские к главному памятнику латышей – статуе Свободы? Вряд ли, она не имеет ни малейшего отношения к Дню Победы. Поэтому ненавистники праздника продолжают гадать дальше, кого завалят цветами. Одна из версий – статуя Александра Пушкина. Группа депутатов Рижской думы, собравшиеся в загадочное образование "Код для Риги", потребовала срочно снести памятник русскому поэту. Видимо, не подозревая по великому своему невежеству, что ему не довелось быть участником ни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ни даже Отечественной войны 1812-1814 годов.
Так все-таки: куда пойдут русские возлагать цветы на 9 мая? Этот сакраментальный вопрос витает сегодня над Латвией. Служба госбезопасности призывает активно стучать всех, кто что-то на эту тему знает.
Раздутая властями истерия успешно пока затмевает куда более жизненно важные вопросы. На что латвийцам дальше жить? Как учить детей при отсутствии учителей? Как лечить болезни при острейшем дефиците врачей? Увеличат ли опять пенсионный возраст? Есть ли будущее у страны, которая абсолютно все деньги вбухивает в покупку танков и ракет?
Ответов на них у власти нет. Вот почему, даже если 9 мая вообще вычеркнуть из календаря, сделать после 8 мая сразу 10-е и сбалансировать число дней введением 32 мая, государственная истерия не закончится. Руководству страны, приведшему Латвию к полной несостоятельности, тотальной зависимости от кредитов и дотаций ЕС, остро необходимо перевалить свою вину на кого-то другого, указать объект для ненависти и всячески ее подогревать.
Так что чем хуже будут идти дела в Латвии, тем выше понесется вверх по шкале градус русофобии, тем шире станет "борьба с пророссийскими настроениями", тем глубже будет государство всем своим репрессивным аппаратом вторгаться в частную жизнь.
Латвийские власти всегда так делали – и всегда получали нужный результат. Разница лишь в том, что так плохо, как сегодня, Латвия еще не жила. Отсюда – экстремальные решения, присущие уже не националистам, а нацистам: от отмены 9 мая (на что не решились даже сегодняшние власти Украины) до обещания депортаций в конце года стариков с паспортами РФ.
Как показывает история, настоящая, а не придуманная: следующий логичный шаг – уже газовые камеры…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.