Хронически убыточное предприятие, сожравшее сотни миллионов евро казенных средств. Бизнес, враждебный к налогоплательщикам, на чьи деньги его бесконечно спасают. Бездарный топ-менеджмент, сидящий на гигантских зарплатах, хотя по делам своим давно заслужил запрет на профессию.
Все это – национальная латвийская авиакомпания airBaltic. Почему латвийские власти позволяют ей оставаться черной дырой латвийского бюджета и спускают ее руководству все грехи?
Есть только Флик между прошлым и будущим
В начале нулевых компания airBaltic была яркой сияющей звездой на авианебосклоне и предметом национальной гордости. Латвийских патриотов буквально распирало от осознания собственного величия. Ведь ни литовцы, ни эстонцы так и не сумели потянуть собственную авиакомпанию, а Латвия смогла.
За какой-то десяток лет из маленького авиаперевозчика, созданного в феврале 1995-го, airBaltic сумел превратиться в одну из самых быстрорастущих и развивающихся авиакомпаний Европы. Маршрутная сеть и количество перевезенных пассажиров год от года росли, а прибыль исправно увеличивалась.
Правда, расцвет продолжался сравнительно недолго. Уже в 2010-м компания стала испытывать финансовые трудности, и тогдашний президент и председатель правления airBaltic – немецкий бизнесмен Бертольд Флик заявил, что государству, как главному акционеру (на тот момент оно владело 51% акций), не худо бы вложиться в увеличение уставного капитала.
Его услышали. Для спасения национального перевозчика правительство Валдиса Домбровскиса не пожалело аж 60 млн латов. В обмен на такую щедрость Флик пообещал закончить год с прибылью.
Однако не срослось. В 2011 году, вбухав в airBaltic еще 60 миллионов латов, правительство в очередной раз встало перед дилеммой – спасать airBaltic или плюнуть на "национальную гордость", которая стала обходиться стране слишком уж дорого. После бурных дебатов решили спасать. Хотя спасать было, в общем-то, уже и нечего.
Выяснилось, что хитроумный Флик не только приобрел 47,4% акций компании, которые перешли к частично принадлежащей ему компании Baltijas aviācijas sistēmas (BAS), но и умудрился продать сам себе (в лице BAS) бренд airBaltic. Что еще хуже – все имущество BAS было заложено им в Latvijas Krājbanka и литовском банке Snoras, принадлежащим скандальному бизнесмену Владимиру Антонову, к которому возникли огромные претензии у литовских и латвийских правоохранительных органов.
То есть государство при всем желании не могло ничего сделать: бренд airBaltic принадлежал частному инвестору, а самолеты были лизинговыми.
Но, как говорится, нет худа без добра. Крах Krājbanka сыграл правительству на руку, позволив оставить авиакомпанию в собственности государства. По праву первой руки Минсообщения за 224 000 латов приобрело заложенный в неплатежеспособном банке пакет акций airBaltic, оставив Флика с носом.
Тот всеми средствами пытался вызволить акции или хотя бы получить компенсацию, но не вышло. Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB) возбудило уголовное дело, вменив Флику причинение ущерба компании, давление на правительство и подрыв репутации airBaltic, а администраторы неплатежеспособности Krājbanka потребовали у Флика ответить по оставшемуся долгу собственным имуществом. Более того – новые акционеры airBaltic выдвинули обвинение против экс-президента, вменив ему иск на 70 млн евро.
Сообразив, что дело пахнет не только авиационным керосином, но и тюрьмой, Флик предпочел уехать на родину. Однако проблем airBaltic это не решало. Компания была на краю гибели. Ей позарез требовался хороший кризисный менеджер, который вытащил бы airBaltic из финансовой ямы.
Первым делом самолеты...
Нет пророка в своем отечестве – спасителя снова взяли из Германии. Им стал бывший немецкий пилот Мартин Гаусс, который в ноябре 2011 года занял пост председателя правления и главного исполнительного директора airBaltic.
Выбор, мягко говоря, странный. Опыт управленца у Гаусса имелся, но отрицательный. Возглавив венгерскую авиакомпании Malev, он быстрыми темпами привел ее к банкротству. Однако правительство Латвии это почему-то не смутило.
Усевшись в кресло руководителя airBaltic, Гаусс сразу развил бурную деятельность. Ключом к спасению авиакомпании он объявил обновление авиапарка. Чьи самолеты покупать будем? Гаусс встретился с президентом находящейся на последнем издыхании компании Bombardier Commercial Aircraft. И решил – конечно, Bombardier CS-300.
Не правда ли, удивительно? Гаусса позвали спасать латвийскую компанию, а он начал спасать – канадскую. С чего бы? Это выяснится позже, а пока на Латвию начинают сыпаться новенькие самолеты. Сначала – Bombardier CS-300, целыми десятками. Потом их зачем-то стали заменять такими же новенькими Airbus A220-300. Латвийцы гадали, в чем смысл этой чехарды.
И только недавно в мировых СМИ (Reuters и Financial Times) всплыла скандальная информация, каким образом обеспечивали себе заказы компании Bombardier и Airbus. Оказывается, в 2012-м (как раз в то самое время, когда глава airBaltic подписывал договоры об аренде и покупке самолетов) обе компании – и Bombardier, и Airbus – платили огромные взятки чиновникам в разных странах мира, чтобы те заключали контракты именно с ними. В народе такое называют "откат".
"И Airbus, и Bombardier развили практику массового подкупа чиновников с целью продажи или сдачи в аренду своих самолетов авиакомпаниям разных стран мира, как раз в то время, когда М. Гаусс принял на себя управление латвийской национальной авиакомпанией airBaltic и начал расширение ее флота, – констатирует латвийская газета Neatkarīgā Rīta Avīze. – Гаусс не только выбрал самолеты Bombardier, но и участвовал в совершенно непонятной сделке, превратившей Bombardier в Airbus".
Международный коррупционный скандал кончился тем, что обе компании-производители самолетов заплатили многомиллиардные штрафы. Например, Airbus выложил 3,6 миллиарда долларов для урегулирования обвинений, выдвинутых антикоррупционными органами Великобритании, США и Франции.
Что, вы тоже не видите в этом списке Латвию? Но точно так же в нем нет Индонезии, с которой и начался весь скандал. Хотя индонезийцы добросовестно раскатали весь коррупционный клубок и посадили председателя правления своей авиакомпании Garuda Airlines, закупившего самолеты Bombardier, на 8 лет за решетку. Индонезия рассчитывала на свою долю штрафа, но получила лишь кукиш от западных стран – они поделили штраф сами.
А вот Латвия никого не сажала и вообще скандала не поднимала. Зачем? По каким-то удивительным причинам латвийское правительство странности с закупками не смутили. У государства, которое бесконечно вкачивает в компанию бюджетные средства и которое владеет 97,97% акций компании, к Гауссу вопросов нет. Его не волнует, почему выбор Гаусса пал именно на Bombardier, почему Bombardier затем превратился в Airbus, почему Гаусс никак не уймется с закупками, обещая довести авиапарк к 2030-му году до 100 штук.
Более того, Гаусс продолжает пользоваться полной поддержкой главного акционера – Министерства сообщения ЛР. Притом, что убытки компании, которой он руководит, уже просто чудовищны.
С протянутой рукой
Вот как выглядит его руководство в цифрах.
Лучшими годами airBaltic стали 2014 и 2015 год: тогда прибыль компании составила 10,7 миллионов и 19,5 миллионов евро.
Но уже 2019-й компания закончила с минусом в 7,7 миллиона евро. Дальше стало только хуже. В 2020-м убытки airBaltic увеличились до 278,2 (!) миллионов евро. В 2021-м она стабильно теряет по 10 миллионов евро в месяц, а за год потери составили 135,7 млн евро.
Потом ситуация слегка выправилась, тем не менее, в прошлом году при обороте более 500 млн евро убытки компании составили 54,219 млн евро.
Но Гаусс убежден: он тут не при чем. Во всех бедах компании виноваты, по его словам, исключительно объективные факторы: пандемия, мировой экономический кризис, изменение валютного курса, вторжение России на Украину, антироссийские санкции, нехватка авиадвигателей и прочее, прочее. Поэтому Гаусс с завидным постоянством клянчит денег у государства.
И государство не отказывает. В целом, за удовольствие иметь собственную авиакомпанию латвийские налогоплательщики заплатили, спасая ее, уже более полумиллиарда евро! Они уже свыклись с мыслью, что на образование у государства денег нет, на медицину – нет, на соцпособия – нет, а вот на airBaltic – всегда пожалуйста.
Отличная схема
Что характерно: принимая колоссальные вливания, airBaltic со своими клиентами обращается хуже некуда. Пассажиры жалуются на жуткие цены на борту (полулитровая бутылка воды стоит 4 евро), на грубость персонала, постоянные задержки, переносы рейсов и явно завышенные цены на билеты.
Клиенты airBaltic всегда должны быть готовы к тому, что в назначенный час могут и не улететь, поскольку билетов продано больше, чем мест: овербукинг. Регистрироваться они должны только онлайн, иначе в аэропорту с них стрясут 30 евро. За перевес в 600 граммов их заставят доплатить 60 евро. По прилету могут выгрузить посреди взлетной полосы, чтобы не тратиться на телескопические рукава.
Но и это – полбеды. Беда в том, что годами выкладывая свои кровные налоги на поддержку авиакомпании, латвийцы вынуждены летать вовсе не новенькими самолетами, а старой рухлядью. Эти обшарпанные стремные "лайнеры" скрепят всеми деталями, как несмазанная телега, у них отваливаются пластиковые части в салоне и торчит поролон из кресел. В сети полно фото, снятых шокированными пассажирами: с разломанными столиками, чинеными скотчем, и отваливающимися подлокотниками.
Но где же те новенькие самолеты, которыми airBaltic все увеличивает и увеличивает свой флот? Не волнуйтесь, с ними все в порядке. Просто летают на них не латвийцы, а немецкие, английские, французские и прочие более зажиточные туристы. Гаусс придумал изумительную схему: новенькие комфортабельные аэробусы он сдает за хорошие деньги в долгосрочную аренду другим перевозчикам – Lufthansa, Esay, SAS, Eurowings. А латвийцев катает на дешевых летающих "гробах", давно свое отслуживших, принадлежащих болгарским и румынским авиакомпаниям.
Красиво жить не запретишь
Себя Гаусс ценит очень высоко. За откровенно хреновое руководство госкомпанией он получает более 100 тысяч евро – в месяц, а не в год. Это, к слову, в пять раз больше жалованья его предшественника.
В прошлом году среди государственных служащих Гаусс занял второе место, заработав за год 1,271 млн евро. По сравнению с 2021 годом его доход увеличился на 53%, составив 105 900 евро в месяц. Таким окладом в Латвии не может похвастать ни один управляющий компании с госкапиталом.
Он занимает сразу две должности, получая зарплату и как председатель правления, и как исполнительный директор, в чем власти не видят проблем. Но ведь это запрещено законом! Именно за такие проделки – совмещение одним лицом двух работ и получение двух зарплат – получили в свое время уголовные обвинения служащие Latvijas dzelzceļš (Латвийская железная дорога). Вот уж воистину – что позволено Юпитеру…
Кроме двойной зарплаты, есть и другие плюшки. Компания, которая держится на плаву только благодаря господдержке, не стесняется закупать для своего руководства шикарные автомобили Audi e-tron. В целом – 12 штук по 87 тысяч евро каждая.
Даже Минсообщения от такой наглости офигело и потребовало объяснений. Гаусс за словом в карман не полез: компания airBaltic денно и нощно печется о сокращении выбросов углекислого газа к 2050 году, и новенькие авто тому поспособствуют.
А недавно журналисты раскопали еще один примечательный факт. Выяснилось, что airBaltic стал одним из главных спонсоров развлекательного телевизионного шоу "Танцы со звездами" на телеканале TV3. И это притом, что спонсорство предприятиям с госкапиталом разрешено только из прибыли, которой у airBaltic давно нет.
Это язык кого надо язык
Об особенном статусе главы airBaltic говорит и тот факт, что на него не распространяется главный закон страны – Закон о госязыке. Работая в Латвии более десяти лет, Гаусс так и не удосужился выучить латышский даже на самую простенькую низшую категорию. Хотя при зарплате в 100 тысяч евро в месяц мог бы нанять армию лучших преподавателей.
Незнание латышского языка в Латвии сегодня – грубейшее нарушение. В соответствии с законом Гаусс обязан не только владеть им свободно, но и ежедневно использовать его во время заседаний, рабочих совещаний и в делопроизводстве. В противном случае – штраф и позорное увольнение.
Это на своей шкуре познали тысячи латвийцев, к которым явились на работу суровые инспекторы Центра госязыка (ЦГЯ). Тех, чей уровень кажется инспекторам неудовлетворительным, сначала драконят штрафами (первый – от 35 до 280 евро, затем – до 700 евро), а потом заставляют уволить. Если же выясняется, что работодатель взял себе работника с более низкой категорией знания государственного языка, чем того требует закон, штраф ждет и его: от 140 до 350 евро.
В случае с Гауссом работодателем является министерство сообщения. А "корочки" у Гаусса нет вообще. Однако грозная языковая инспекция, которая обычно способна докопаться даже до столба, претензий к Гауссу не имеет. За десять лет она ни разу не явилась с проверкой к нему на работу. Да что проверка – о том, что Гаусс не говорит по-латышски, он сам публично признавался в прессе, однако ни разу не получил в ответ штраф.
Кошмаря учителей, таксистов, старушек на рынках, кассирш в супермаркетах и русских пенсионеров, Центр госязыка становится сразу глухим, немым и слепым, когда Гаусс начинает свои признания. Так, в одном интервью он заявил: "Меня бы сочли отсталым дураком, если бы я попытался по-латышски рассказать, например, как мы обеспечиваем рейсы из Риги в Мюнхен. Неспособность выразить себя с достаточной точностью произвела бы впечатление некомпетентного человека. Вот почему я говорю по-английски, хотя мой родной язык немецкий".
Почему же этому человеку все сходит с рук? Чем объясняется его неприкосновенность? Отчего государство вот уже столько лет смотрит сквозь пальцы на все мутные закупки airBaltic, на незаконное спонсорство, на бесконтрольные траты средств латвийских налогоплательщиков? За что оно платит Гауссу непомерные деньги, никак не вяжущиеся с низким уровнем его компетентности?
Ответ очевиден. Просто Гаусс – тот человек, который крепко держит в руках все коррупционные нити: от международных до внутренних. Именно через него из Латвии по коррупционным схемам в сфере госзакупок утекают сотни миллионов евро, улучшая благосостояние тех людей, от которых зависит принятие правильных решений. И именно через него пилятся государственные деньги внутри страны, благодаря чему правящее "Новое единство" и его союзники успешно решают задачи партийного финансирования и избирательных компаний.
Только этим и ничем иным объясняется упорное нежелание власти вмешиваться и контролировать деятельность хронически убыточной госкомпании, высасывающей из бюджета на манер пылесоса сони и сотни миллионов евро. И пока эта схема будет работать, Гаусс останется непотопляемым и неприкосновенным.
У летчиков есть тост: "Выпьем за то, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок". Стоит пожелать того же Гауссу и тем латвийским политикам, которые многие годы стоят за его спиной. Все они это давно заслужили.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.