Шьем дела из материала заказчика: как и для кого зарабатывает латвийская Служба госдоходов

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш на экстренном саммите ЕС по Brexit в Брюсселе
РИА Новости

Петр Сологуб

В Латвии разворачивается грандиозный скандал, связанный со Службой государственных доходов, карманной структурой правящего "Нового единства".

В Латвии разворачивается грандиозный скандал, связанный со Службой государственных доходов (СГД) – карательной структурой, способной задушить любой бизнес по щелчку пальцев.

Кто ими щелкает – не тайна, СГД – карманное учреждение правящей партии "Новое единство". Эта партия, возглавляемая премьером Кришьянисом Кариньшем, давно превратила государственную налоговую службу в источник своего финансирования, а также в инструмент расправы с политическими противниками. И сейчас ведет яростную борьбу за то, чтобы так продолжалось и впредь.

Сверху дали команду "фас"

Крышка на булькающем котле подпрыгнула на прошлой неделе, когда в газете Diena внезапно появилось интервью старшего следователя отдела по расследованию финансовых преступлений Управления налоговой и таможенной полиции Службы государственных доходов Иниты Луре.

Она рассказала, что летом 2020 года получила от начальства досье на известного латышского журналиста Лато Лапсу и политтехнолога Юргиса Лиепниекса с приказом найти против них любой компромат. Начальство (замдиректора Управления налоговой и таможенной полиции Кристине Прусак-Бринкмане) разрешило Луре для этой цели привлекать ресурсы любых структурных подразделений Службы госдоходов – лишь бы та накопала что-нибудь!

Первым побуждением следователя было отказаться. Луре опасалась, что въедливый журналист и его приятель "начнут изучать мою личную жизнь и может выйти наружу, что у отца моего ребенка есть налоговые проблемы". В ответ начальница огорошила, что прекрасно об этой слабинке Луре знает, и пообещала проблемы ее экс-мужа с СГД уладить. А вот если следователь откажется копать под журналиста с политтехнологом, все будет плохо: и отец ее ребенка финансово пострадает, и сама она лишится работы.

Луре оказалась понятливой: "После беседы с Кристиной Прусак-Бринкмане я возбудила уголовное дело по статье 218 УК, позже дополнив его статьей 195". Так на пустом месте – без фактов, просто по требованию – руководства возникло дело об уклонении от уплаты налогов и отмывании преступно нажитых средств. Что дало основание сотрудникам СГД провести обыски у Лапсы и Лиепниекса дома и на работе.

Но сначала Луре показали, с какого верха это санкционировано. Ее, обычного следака, сама Генеральный директор Иеве Яунземе отвела к Генеральному прокурору Латвии Юрису Стукансу. И оба небожителя дали Луре отмашку на расследование.

Далее последовал инструктаж от непосредственной начальницы:

"Перед обыском Кристине Прусак-Бринкмане дала мне прямое указание, что после обыска фигурантов уголовного дела надо задержать не менее чем на 24 часа, чтобы "показать им свое место", а также попросить следственного судью наложить арест на недвижимость, автомобили и имущество этих лиц и их родственников".

Также начальница велела привлечь кинологов, чтобы "если ничего не будет найдено, можно было найти наркотики, так как она считала, что эти лица принадлежат к богемной части общества, где употребление наркотиков является обычным явлением".

Месть президента

В народе все эти витиеватые официальные формулировки заменяет одно красноречивое емкое слова – запрессовать.

Журналист Лато Лапса стал костью в горле у многих. Свою первую скандальную книгу он написал еще в 2007 году – это была "Кухня судопроизводства. Рецепты "улаживания" от адвоката Гутупса", где под слегка измененными, но узнаваемыми фамилиями прописывались известные судьи и адвокаты, обтяпывавшие дела за деньги и по знакомству.

В 2010 году Лапса выпустил книгу "Вайрина кухня, или Игры власти", где показал невероятную жадность экс-президентши Латвии Вайры Вике-Фрейберга, утаившей от оплаты дорогие часы, незаконно получавшей, кроме президентской зарплаты, шестизначные и семизначные суммы от Минобороны, легко тратившей народные деньги на свои прихоти.

Лато Лапса.
BaltNews.lv
Лато Лапса.

Лапса посвящал также свои книги-разоблачения олигарху Айвару Лембергсу, бывшему владельцу Парекс-банка Валерию Каргину, экс-президенту Латвии Андрису Берзиньшу.

Но дело на него стали фабриковать после того, как он взялся писать про нынешнего президента Эгила Левитса.

В 2020 году Лапса заподозрил, что президент многое наврал в автобиографии – от истории своей семьи до образования. Журналист запросил ряд документов в Госканцелярии, но получил хамский отказ и угрозу уголовного преследования. В итоге Лапса раздобыл свидетельства другими путями и выпустил книгу "Самозванец", где доказал, что президент Левитс – отъявленный лжец. Так, например, он выдает своего отца Иону за ярого антисоветского диссидента, хотя на деле тот активно помогал советской власти в 1940 году национализировать заводы в Латвии.

Понятно, что недалекий, очень мстительный и невероятно тщеславный Левитс возненавидел журналиста Лапсу. И загорелся желанием узнать, что тот накопал против него еще, поскольку через год Лапса анонсировал выход второй книги о Левитсе – "Властолюбец".

Когда летом 2021 года следователь Луре явилась к Лапсе и его компаньону Лиепниексу с обысками, вся Латвия сразу поняла, чьи приплюснутые седые уши торчат из этого заказа. СГД – карманная структура партии "Новое единство", а лидер "Нового единства" премьер Кришьянис Кариньш – лучший друг президента Левитса.

Сегодняшнее интервью следователя Луре полностью это подтверждает: "После обысков, когда я осматривала и изучала изъятые предметы, в том числе различные носители данных, Кристине Прусак-Бринкмане интересовало, не содержались ли там какие-либо сведения, компрометирующие высокопоставленных государственных лиц".

Но почему следователь Луре вдруг стала так словоохотлива? Да потому что теперь сама находится в ужасном положении. В прошлом году Луре поссорилась со своей шефиней Кристине Прусак-Бринкмане и пожаловалась на то, что творится в стенах СГД, совсем в другую структуру – Службу государственной безопасности ЛР. То есть вынесла сор из избы.

В своем заявлении на имя начальника Службы госбезопасности Нормунда Межвиетса  следователь налоговой полиции Службы госдоходов Инита Луре сообщала, что имеет доказательства коррупционных действий высших должностных лиц СГД. Например, она узнала от фигурантов уголовного дела, которое вела, что те заплатили 50 тысяч евро в обмен на положительное решение по материалам, находящимся в Управлении внутренней безопасности СГД.

"Кроме того, в уголовных производствах, которые находились у меня на учете, – писала Луре в своем заявлении, – мною была получена информация от основного фигуранта о выплате им денег в размере от 130 000 до 150 000 евро каждый месяц высшим должностным лицам Службы госдоходов в течение длительного периода времени. Благодаря чему компания, фигурирующая в уголовном производстве, смогла в течение нескольких лет уклоняться от уплаты налогов в государственный бюджет в размере нескольких миллионов евро".

Бомба, а не информация, верно? О том, что Служба госдоходов на удивление избирательна в своих подходах, среди коммерсантов известно давно. К малому бизнесу СГД шокирующе беспощадна. Известно огромное количество случаев, когда она мгновенно закрывала кафе или небольшие производства из-за незначительных задержек (пара недель) в уплате скромных налогов (на несколько сотен евро). Зато к крупному бизнесу у СГД совсем иной подход. Там деньги зачастую идут мимо государственной кассы – прямиком в карманы правящих.

Злобные наветы на непорочное СГД? Так возьмите и проверьте – вот же, старший следователь Луре готова была всю схему рассказать. Однако самое грозное ведомство страны – Служба госбезопасности Латвии – информацию касательно коррупции высшего руководства СГД проигнорировала. Глава СГБ Межвиетс даже не пригласил Луре на беседу.  Он вообще на ее официальное заявление не ответил.

Зато против самой Луре вскоре было возбуждено уголовное дело о вымогательстве. Она провела четыре месяца в изоляторе и по сей день находится под следствием.

СГД как стол заказов

Заговор молчания – вот чем сегодня встретили общественные (то есть государственные) СМИ интервью Луре газете Diena. Словно и не прозвучало никакого обвинения в коррупции, брошенного руководству СГД. Как воды в рот набрали и частные новостные порталы на латышском и русском языках.

Все знают: Служба госдоходов – это священная корова, которую доит правящая партия "Новое единство". Не зря скандалы, связанные с СГД, власти всегда пытались замести под ковер. Но это ведомство уже настолько прогнило сверху донизу, что преступления его сотрудников все равно периодически выплескивались наружу.

Вот только некоторые из них.

В 2018 году пресса обнаружила удивительного счастливчика из СГД, который ежегодно выигрывал в азартных играх сотни тысяч евро. Старший таможенный надзиратель Службы госдоходов Владимир Винокуров прилежно вносил свои выигрыши в декларацию о доходах. Так журналисты узнали, что в 2014 году Винокуров от азартных игр выручил 157 571 евро, в 2015 году – 187 196 евро, в 2016 году – 238 628 евро, в 2017 году – 52 200 евро. И это удивительное везение, достойное попасть в Книгу рекордов Гиннесса, ни разу не привлекло внимания начальства. Если бы не волна, поднятая журналистами, он спокойно продолжал бы работать в СГД до пенсии.

В начале 2019 года на ферме в Кокнесе полиция нашла 42 картонные коробки, доставленные из Эквадора, где лежали 2195 брикетов кокаина на 65 миллионов евро (оптовая цена) или 1 миллиард евро (розничная цена). Кокаин въехал в Европу в транспортном контейнере под видом продуктов питания. Эта крупнейшая в истории Латвии контрабанда наркотиков была осуществлена при содействии 4 сотрудников Службы госдоходов!

В июне 2020 года в Риге была задержана преступная группа: два бывших сотрудника СГД вымогали у коммерсанта 65 000 евро, чтобы передать эти деньги действующему сотруднику СГД. Взамен обещали углубленные, нацеленные на негативное заключение проверки в отношении ряда конкретных компаний. Проще говоря, сотрудники СГД (бывшие и действующие) предлагали бизнесменам услугу: кошмарили их конкурентов за определенную мзду.

В апреле 2021 года в пограничном пункте Терехово прошло самое массовое в истории Латвии задержание сотрудников латвийской таможни (структура СГД), которые занимались систематическими поборами – брали с водителей деньги, скидывали в общий мешок, после смены делили. В этой коллективной системе взяточничества участвовали все, от ветеранов до новичков. 21 человек сел на скамью подсудимых, один умер до суда, пятеро заключили сделку со следствием.

А через год, осенью 2022-го на Рижских контрольных таможенных пунктах были задержаны еще 15 должностных лиц таможни и пятеро предпринимателей, связанных с транзитным бизнесом. У них был сговор: таможенники СГД за взятку закрывали глаза на грузы транзитчиков.

Возникает вопрос: как при таком бардаке в СГД продолжала занимать свое кресло генеральный директор Иева Яунземе? Да вот так! Работа в интересах "Нового единства" надежно защищала ее от любых неприятностей. И даже всесильный министр финансов Янис Рейрс долгое время не мог проявить никакой реакции – он ведь тоже из "Нового единства".

Однако в середине прошлого года между Рейрсом и Кариньшем пробежала кошка. Накопилось много противоречий. Дело в том, что Кариньш вел себя не как глава правительства, решающий насущные проблемы, а как партийный лидер, думающий лишь о грядущих выборах. Чтобы умилостивить электорат (разъяренный тем, что правительство Кариньша натворило в пандемию), премьер придумал завалить его всевозможными финансовыми плюшками – от разовых пособий до ускоренной индексации пенсий.

Янис Рейрс
© Sputnik
Янис Рейрс

Таким образом, весь прошлый год Кариньш не страной управлял, а вел предвыборную кампанию "Нового единства". Это страшно не нравилось его партайгеноссе – министру финансов Рейрсу, который считал, что правительство живет не по средствам, напоминал неустанно про внешний долг до небес, кивал на аномальный дефицит бюджета. Но Кариньш на увещевания министра клал с прибором.

В сентябре прошлого года за стены СГД выплеснулся очередной скандал. Крупный предприниматель Андрис Рамолиньш, владелец лесопромышленного предприятия Stiga RM, выступил в телевизионной программе TV3 "Ничего личного" и рассказал, что в Службе госдоходов фактически работает подпольный "стол заказов" с целым спектром услуг. Там можно заказать за деньги как ликвидацию фирмы конкурента, так и свое освобождение от уже начатого уголовного преследования.

И тогда министр финансов Янис Рейрс, всего за пару недель до выборов, наплевав на партийную дисциплину, покусился на священную корову "Нового единства". Он издал распоряжение о возбуждении дисциплинарного дела в отношении гендиректора СГД Иевы Яунземе и отстранил ее от работы.

Такая корова нужна самому

Итоги мятежа следующие. Отстраненная Иева Яунземе на протяжении четырех месяцев за свою судьбу явно не беспокоилась и раздавала интервью, где рассказывала, что является "компетентным и квалифицированным работником", и заверяла, что дело ее кончится "мыльным пузырем".

Партия "Новое единство", вновь придя по итогам осенних выборов к власти, первым делом сменила несговорчивого министра финансов Рейрса на сговорчивого Арвила Ашераденса. 

Одним из первых шагов нового министра стало возвращение Яунземе в ее кресло главы СГД. Пытаясь снизить триумфальность победы, министр вынес ей выговор. Что никого не обмануло: страна получила пощечину от "Нового единства" и подтверждение, что неприкосновенные – есть.

"С тех пор, как она вступила в должность, СГД пережила столько скандалов, что хватило бы для смещения шести генеральных директоров! – возмущался журналист Угис Спандегс на страницах Neatkarīgā Rīta Avīze. – Но только не Яунземе. Она, державшаяся в неведении, даже не догадывалась, что перед ее собственным носом таможенники трясутся от кокаина и занимаются всевозможной коррупцией, следователи фабрикуют дела против одних бизнесменов в пользу других бизнесменов, прочие сотрудники ведут расчеты, которые не нужно рассчитывать, потому что рассчитываемые уже сами с ними "рассчитались"… Словом, Яунземе ничего не знала из того, что неофициально уже знали почти все, кто имел счастье или несчастье попасть под "углубленное" внимание СГД. А в это время Яунземе лишь радовалась успехам в улучшении доступности услуг ее ведомства и в умножении глупой, в духе кота Леопольда, дружбы между замечательной СГД и народом".

Однако против решения министра финансов восстал партнер "Нового единства" по коалиции – политическое движение "Объединенный список". Ее лидер Эдгар Таварс публично пообещал, что точка в этой ситуации еще не поставлена. И намекнул журналистам, что имеет туза в рукаве: "В нашем распоряжении есть конфиденциальная информация, которая позволяет нам настойчиво выступать против восстановления Иевы Яунземе на посту гендиректора СГД".

Внезапное появление в газете Diena разгромного интервью старшего следователя налоговой полиции СГД Иниты Луре – явно из этой карточной колоды. Да, Инита Луре сама замазана по самую макушку. Она (и еще один ее коллега) проходит по делу о вымогательстве 100 000 евро у того самого лесопромышленника Рамолиньша, что назвал СГД "столом заказов". Но, во-первых, ее вина ее еще не доказана в суде. А во-вторых, это лишнее подтверждение, что в стенах СГД творится бардак.

Тот факт, что госСМИ и лояльные власти порталы встретили скандальное интервью следователя ледяным молчанием – доказательство, что все поняли, какая большая политическая война затевается. И поспешили демонстративно занять свое место на шахматной доске.

Так, партия "Латвия на первом месте" уже сделала ход, опубликовав на своем YouTube-канале интервью Карины Плауде, бывшего следователя финансовой полиции СГД. Назвав Иниту Луре "смелой девушкой", Плауде заявила, что считает ее историю про фабрикацию дела против журналистов "достоверной", материалы против журналистов – "притянутыми за уши", а задержание журналистов – "расплатой". И задала вопрос, "почему Яунземе продолжает ходить на работу".

У самой главы СГД Иевы Яунземе сдали нервы – и она публично пообещала, что Инита Луре сядет – и сядет надолго.

Тем временем Генеральная прокуратура вынуждена начать расследование информации, рассказанной следователем Луре в интервью газете Diena. Зацените юмор ситуации: Генпрокурор Стуканс изучит слова Луре о том, как он лично разрешил ей прессовать журналиста и политтехнолога.

Руководитель парламентской фракции "Объединенного списка" Эдгар Таварс объявил о намерении заслушать мнение министра Арвиса Ашераденса, в подчинении которого находится СГД.

"В настоящее время и Минфин, и СГД, и правоохранительные органы, и Канцелярия президента ЛР в бешенстве разбираются, какими "фигурами" можно пожертвовать и какие версии заказать "общественным" СМИ, чтобы пресечь дальнейшее развитие скандала и прогресс в деле выявления заказчиков, организаторов и исполнителей, описанных в интервью Diena", – резюмирует Юргис Лиепниекс на своем портале puaro.lv. То же самое пишет его приятель Лато Лапса на своем портале рietiek.com.

Оба публициста пока еще не поняли главного – какими бы фигурами ни пожертвовала система, ничего хорошего ждать не приходится. Да, возможно, благодаря поднявшемуся скандалу, лично они избавились от риска потерять свободу. Однако свободы слова, свободы говорить, что думается, ни им, ни остальной латвийской прессе больше не видать. Чем бы ни кончилась история с Яунземе, она лишь подтверждает безграничную власть правящей партии – несменяемой, непотопляемой и неприкосновенной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме