Холодным получилось прощание главы государства с депутатами Сейма Литвы, приглашенными в рабочую резиденцию Гитанаса Науседы для обсуждения планов осенней парламентской сессии. Беседа шла за закрытыми дверями, однако СМИ мгновенно сообщили сенсационную новость: президент настаивал на военных расходах в объеме 3% валового внутреннего продукта (по цифре достигнуто и подписано межпартийное соглашение), однако народные избранники встали на дыбы – не время.
Политолог Витаутас Думбляускас полагает, что Науседа такой выходки не простит.
Око за око
Парламентская осень в Литве ожидается и сложной, и горячей. В портфелях накопилось полтысячи новых законов или поправок к уже действующим. Предстоит принять бюджет на следующий год. В этой связи команда президента требует от консерваторов и либералов конструктивного диалога с оппозиционными партиями. С 2020 года правящим так и не удалось цивилизованно его завязать.
Далее – во главу угла поставить работу по обузданию роста цен на энергоносители и помощь страдающим от инфляции, перевалившей отметку в 22,4% – по этому индексу Литва лидирует в Европейском союзе. И, как уже писали, довести военные расходы до 3% ВВП. Это было обещано союзникам по НАТО на июньском саммите в Мадриде.
Спикер парламента Виктория Чмилите честно призналась – никто не знает, как это сделать. Идей нет, за исключением предложения взять в долг 1 млрд евро и одновременно заткнуть все бреши. Этот шаг навязывает правительство. Если Литва решится, рассчитываться по долгам придется даже внукам ныне живущих. По этой причине президентура и парламентская оппозиция нещадно критикуют главу кабмина Ингриду Шимоните за стремление выбирать простые пути, работать в режиме пожарной машины, а не на долгосрочную перспективу.
Претензии обоснованы. За лето действительно не принято планов по стабилизации инфляции, и вольно-невольно, но страну подвели к энергетической пропасти шапкозакидательскими заявлениями в духе "у нас есть все, что необходимо для гарантированной энергобезопасности". Безответственными утверждениями Шимоните дискредитирует государство, себя и партию консерваторов на международной арене, а идущими в разрез с политикой ЕС решениями вредит бизнесу.
Об этом оппозиция говорит весь год, но кабинет не обращал внимания на заявления политических противников. Не пугала даже перспектива отставки, на которой четыре месяца настаивают оппоненты. После того, как они получили поддержку от Науседы, чаша весов склонилась не в пользу команды Шимоните.
Есть в Сейме такой воблер, как Ремигиюс Жемайтайтис. Нос у него по ветру, без крепкого тыла никогда не выступит против исполнительной ветви власти. Сегодня с подачи президента он утверждает: "Кабмин из членов правящей коалиции утратил доверие 73% граждан, погряз в проблемах, которые создает сам. Так работать невозможно. Пришло время внеочередных парламентских выборов".
Фактически в стране началась война за передел власти. У правительства два сценария: или доказать способность министров продуктивно работать в условиях экономического кризиса, или пойти в атаку против главы государства. "Судя по первой реакции, премьер-министр Шимоните склонна сделать выбор в пользу конфронтации", – размышляет политолог Думбляускас.
Гитанаса сольют
Нападение не заставило себя ждать. Бывший советник Дали Грибаускайте Миндаугас Линге обвинил главу государства в спекуляциях на трудностях текущего момента и "желании стать моральным лидером оппозиции, чтобы получить ее поддержку на президентских выборах 2024 года".
Консерватор отчасти прав: Гитанас Науседа – первый лидер, открыто заявивший об отсутствии симпатий к какой-либо политической силе. Все предыдущие, за исключением Альгирдаса Бразаускаса, тоже не являлись партийными выдвиженцами, но в разное время на разных политиков опирались, поскольку быть совершенно независимым в маленькой Литве невозможно. Вот и для действующего пришло время ставок на "резвых лошадок".
У кабмина и его защитников найдутся и другие ответы. Науседе очень хотелось превзойти предшественницу Грибаускайте, позволявшую себе заявлять, что она "никогда не ошибается". Увы, сам он за три года после инаугурации умудрился многократно опростоволоситься. Появилось желание оставаться в тени в собственной стране и быть на виду во время саммитов лидеров Европейского союза и НАТО.
"Он ведет себя в Брюсселе, как нарцисс", – утверждает главный редактор информационного агентства Elta Витаутас Бруверис, не питающий особых симпатий к национальному лидеру. По мнению главреда, решительная готовность увеличить военный бюджет до 3% ВВП нужна Науседе только ради того, чтобы на очередном саммите заявить: я вам всем обещал – я слово сдержал.
"Он не облегчил усилия правительства в борьбе с экономическими трудностями и представить себе не мог, насколько бурными будут три года на выборном посту", – вторит экономист INVL Asset Management Индре Гените-Пикчене. По ее оценке, иллюзии мешали президенту осуществить свою предвыборную программу. Конкретно – реализацию идеи "государства всеобщего благополучия".
Науседа добивался его создания путем экономических перемен, оперативно и быстро. В кризис амбиции президента стали вставлять палки в колеса исполнительной власти. Начались разногласия между президентурой и правительством. На преследование стратегических целей и осуществление каких-то специальных программ сил у кабинета не оставалось.
Нет сомнений, что в схватке за влияние премьер припомнит президенту сказанное в инаугурационной речи 12 июля 2019 года о "единственной Литве – нашей Литве". Обращаясь к нации, новый глава государства призывал покончить с дрязгами, обидами, противостоянием интересов, расколами, разбродами и шатаниями – все ворует дорогое время, которое могли бы использовать на благо народа. Обещал сбалансировать цели различных партий, рационально использовать их потенциалы. Но уже через три года все забыл и стал главным ледоколом государства, мстит правительству и парламенту за многократно наложенные вето на свои инициативы.
Властитель слабый и лукавый
Ах, этот вечно актуальный Александр Сергеевич Пушкин! Давно написал, но как будто про сегодняшний день Литвы:
"Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда".
Принято считать, что безоговорочная поддержка воюющего Киева – сильный козырь в руках Науседы. Был весной, но с приближением проблемной поздней осени и зимы тема Украины уходит в небытие, хотя по статистике воинственную политику Литвы на юге продолжает поддерживать 83% населения. Но это на бумаге, а на деле – не более четверти граждан.
Возмущение вызвало предложение президента освободить от уплаты налогов предприятия, созданные беженцами с Украины. В стране одно за другим закрываются предприятия, растет количество банкротств среди мелких и средних, а власть надумала создать неравные конкурентные условия ради "инопланетян".
Ассоциацию мелкого бизнеса потрясла история о владельце двух автосервисов. Босса вынули из петли холодным. На верстаке нашли записку "Не могу платить каждый месяц по 20 тысяч евро за свет и газ". Выяснилось, что 40-летний мужчина погряз в кредитах, взятых в 2022 году на расширение бизнеса, покупку земельного участка и строительство дома.
Надо полагать, дурной пример будет повторяться чем чаще, чем глубже страна будет падать. Поэтому говорить о наличии козырей в колоде Гитанаса Науседы нужно с большой осторожностью. По меньшей мере, пока таковых не видно.
Поскольку Литва для России – государство недружественное, РФ просто обязана использовать складывающуюся в Вильнюсе ситуацию на благо себе. Помните, как Мартин Борман инструктировал Штирлица 17 марта 1945 года?
"Ваша задача не мешать переговорам, а помогать им. Не затушевывать связь бернских заговорщиков с Гиммлером, а выявлять эту связь, чтобы скомпрометировать ею Гиммлера в глазах фюрера, Даллеса в глазах Сталина и Вольфа в глазах Гиммлера".
Многоходовочку из "17 мгновений весны" россияне должны взять на вооружение, разжигая не ими начатый конфликт. Чем более ожесточенными окажутся склоки в литовских верхах, тем ниже упадут имиджевые рейтинги Литвы в глазах членов ЕС. Если официальный Вильнюс погрязнет во внутренних разборках, ему не хватит сил на проведение активной антироссийской и проукраинской политики. Вконец оборзевшие поутихнут на время, начнут совершать ошибки, что играет на руку РФ.
Время такое, что непозволительно бездеятельно сидеть на берегу реки и ждать, когда мимо проплывет труп твоего врага.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.