За иллюзии приходится платить: как в Эстонии проявляется инфляция

© AP Photo/ Sergei Grits

В Эстонии проявились последствия высокой инфляции – кредитов на приобретение жилья выдается все меньше. Ставка по кредитам подбирается к 5%, а невыплаченный остаток по кредитам превысил 10%.

На этой неделе стало известно, что средняя банковская маржа по выдаваемым в Эстонии жилищным кредитам практически удвоилась по сравнению с январем 2022 года, а число выданных кредитов снизилось до самого низкого уровня за последние несколько лет.

Такие данные приводятся в обзоре основных услуг банковского сектора, опубликованном в понедельник, 27 февраля, Банком Эстонии.

По данным регулятора, в январе средняя процентная ставка по новым жилищным кредитам с обеспечением составила 4,71% годовых – на 2,76 процентных пункта больше, чем в январе 2022 года, и на 0,29 процентного пункта больше, чем в декабре 2022 года. При этом в январе 2023 года в Эстонии было выдано жилищных кредитов на общую сумму 106,5 млн евро – на 63,7 млн меньше, чем в декабре, и на 33,3 млн меньше, чем в январе 2022 года.

Статистика также свидетельствует о существенном снижении числа выданных жилищных кредитов в последнем квартале прошлого года при значительном росте среднего размера кредита.

Ранее Baltnews писал, как эстонские банковские специалисты убеждают народ, что дорогие кредиты – это хорошо, как прячут за разговорами о мерах борьбы с инфляцией реальные причины кризиса. Несмотря на увеличение процентных ставок по жилищному кредиту, с технической точки зрения ситуация все же не так трагична, считают местные банкиры, поскольку важны реальные проценты, которые платит заемщик. То есть для получения реальной процентной ставки из процентной ставки по кредиту необходимо вычесть инфляцию.

Людей фактически просто учат привыкать к новому уровню цен и новой экономической реальности, которая не могла не измениться в результате агрессивной антироссийской политики стран Запада.

Тем временем статистика фиксирует, что в октябре-декабре 2022 года в Эстонии было выдано 3857 новых жилищных кредитов, обеспеченных ипотекой, со средним размером кредита 123 679 евро. За тот же период 2021 года было выдано 5247 кредитов, средний размер которого составил 105 582 евро. Это также свидетельствует о значительном росте цен на недвижимость, которые уже не каждый эстоноземелец может потянуть.

Напомним, что банки в Эстонии в начале 2023 года попытались заверить местную общественность, что в стране все не так плохо, как может показаться. Хотя повышение ставки Euribor и небольшой рост безработицы, кажется, указывают на то, что банки могут начать переживать в связи с увеличением безнадежных кредитов, так как люди сталкиваются с финансовыми трудностями, однако на самом деле признаков этого нет.

Теперь же сообщается, что общий невыплаченный остаток по кредитам и лизингам домохозяйств вырос за год на 9,8% и достиг в январе 12,5 млрд евро. Из них 10,5 млрд евро приходится на жилищные кредиты, невыплаченный остаток по которым за год вырос на 10,6%, или на один миллиард евро.

Baltnews ранее рассказывал, что на размер ежемесячных выплат по жилищным кредитам также влияет ставка Euribor, которая добавляется к банковской марже. В августе прошлого года эта ставка снова стала положительной, а в феврале превысила 3,2%. В случае кредита на 100 000 евро, в котором Euribor является одним из компонентов процентной ставки, ее увеличение с 0 до 3–4% означает рост процентных выплат на 3000–4000 евро в год, то есть как минимум на 250 евро в месяц.

Кроме этого, кредит в 100 000 может помочь эстоноземельцу улучшить жилье лишь в том случае, что у него есть изрядная сумма для самофинансирования. Ведь за 100 000 евро в Эстонии сегодня можно приобрести немного – разве что маленькую и не новую квартирку в столице или домик в глухой провинции.