Инфляция, Euribor, потребление в Эстонии: что говорят аналитики

Зимний Таллин. Посетитель на террасе кафе на Ратушной площади
© Baltnews

В Эстонии высокая инфляция – это нормально, покупательная способность эстонцев сохраняется. Но сбережения однажды закончатся, и тогда остановится рост потребления.

На этой неделе эстонские СМИ обнародовали оценку текущего состояния экономики Эстонии и прогнозы от аналитика одного из ведущих банков страны – SEB.

По мнению аналитика Михкеля Нестора, повышение базовых процентных ставок Европейского центрального банка и повышение ставки Euribor и банковских кредитных ставок, зависящих от нее, не усложнили жизнь людей и компаний Эстонии, не возникло трудностей с платежами, а объем долгов по кредитам в настоящее время является самым низким в истории Эстонии.

Нестор пояснил, что увеличение Euribor выше 3% означает, что лицо со средним остатком кредита около 100 000 евро через год увеличит платежи по кредиту на 2000 евро по сравнению со временем, когда Euribor был равен нулю. При этом, поскольку Euribor, вероятно, продолжит расти, необходимо учитывать, что ежегодный рост составляет 2400–2500 евро.

Перечисленные условия вызвали сокращение числа кредитных заявок на треть, так как люди стали осторожнее при покупке нового дома или автомобиля и скорее отложили покупку и получение кредита на будущее. В то же время, по словам аналитика, повышение процентных ставок не повлияло на выплаты граждан и компаний банкам, и нигде не наблюдается увеличения трудностей с платежами.

"И у компаний, и у частных лиц никогда не было такой низкой просрочки по кредитам, что свидетельствует о том, что у них все хорошо", – рассудил банковский специалист.

И добавил, что уменьшение числа новых заемщиков оказывает давление как на собственную кредитную маржу банка, так и на объемы бизнеса – кредитная маржа снижается с повышением ставки Euribor, и конкуренция между банками может еще больше ее подтолкнуть. По словам Нестора, "цена денег снова выросла, и это может реально снизить маржу банка".

Нестор пояснил, что снижение объема кредитов и, следовательно, доходности по кредитам, может начать ограничивать собственную бизнес-деятельность банков и вынудить банки повышать процентные ставки по депозитам. По словам Нестора, рост процентных ставок по депозитам отстает от роста Euribor.

Нестор отметил, что, хотя у банков все еще есть много денег частных и юридических вкладчиков, скопившихся за время пандемии коронавируса, быстрая инфляция все же съедает их, и это вынуждает банки устанавливать более высокие ставки по депозитам.

Аналитик также предположил, что Euribor к осени вырастет до 3,5%, после чего должен начать падать и к концу 2024 года достичь 2–2,5%. Многое зависит от процентной политики Европейского центрального банка в борьбе с чрезмерной инфляцией, но рынки в настоящее время считают, что центральный банк не сможет долго удерживать базовые процентные ставки на высоком уровне.

"Есть страны, у которых много долгов. Страны, в которых люди и компании имеют много долгов. Чтобы снова запустить экономику, процентные ставки должны быть ниже, но сначала центральный банк подождет, пока инфляция остановится", – пояснил Нестор и добавил, что быстрый рост базовой инфляции указывает на трудности потребителей с наличными деньгами.

Аналитик отметил, что базовая инфляция, то есть инфляция без учета цен на энергоносители и продукты питания, по-прежнему превышает 5% в зоне евро, и это невероятно высокий показатель, учитывая текущую ситуацию, а также исторически сложившуюся ситуацию. При этом "высокая базовая инфляция показывает, что у людей достаточно денег, чтобы выйти в свет, купить одежду, другими словами, у людей достаточно денег".

Относительно прогноза роста цен в Эстонии Нестор сказал, что "он будет чисто эзотерическим" – из-за обилия переменных: "Можно сказать, что прогноз чрезвычайно высоких цен на энергоносители не оправдался, но в той мере, в какой большая уверенность хорошо влияет на экономику, цены на газ и нефть в какой-то момент все же могут вырасти из-за возросшего спроса".

По мнению Нестора, это нормально, что Эстония по инфляции одна из первых в еврозоне, учитывая стремление государства поднять уровень жизни до уровня Скандинавии и Германии. Это означает, что если Европейский центральный банк поставил цель снова достичь уровня инфляции в 2%, то цель в Эстонии может быть равна трем или даже больше процентам.

Однако покупательная способность эстонцев по-прежнему выше, и, отметил аналитик, похоже, она не ослаблена продолжающейся быстрой инфляцией – "в конце прошлого года было видно, что объемы розничных продаж начали снижаться, но это снижение было очень небольшим".

"Люди по-прежнему чувствуют себя очень хорошо, у нас самая высокая занятость в Европейском союзе, рост нашей заработной платы самый высокий в Европейском союзе", – подчеркнул Нестор.

Период выживания. На чем экономят жители Эстонии >>>

В заключении аналитик все же обмолвился, что эстонские потребители начали использовать сбережения, накопленные в период пандемии и полученные в результате пенсионной реформы. Однако сбережения в какой-то момент закончатся, и поэтому в 2023 году следует ожидать, что рост потребления будет близок к нулю.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме