В России с 1 февраля вступил в силу запрет на поставки нефти "недружественным странам", согласившимся ввести поток цен. По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и финансового университета при Правительстве РФ Станислава Митраховича, этот запрет сейчас никаких особенных изменений не принесет.
"Идет перестройка экспортной логистики – российским компаниям нужно время для адаптации к новым реалиям. Я думаю, правительство заинтересовано в том, чтобы помочь компаниям адаптироваться, а не мешать им. По факту у нас будет наблюдаться что-то по типу презумпции невиновности компаний, и правительство не будет их лишний раз третировать, если эти компании продолжают пользоваться услугами западных перевозчиков. Надо, чтобы этот процесс прошел постепенно", – поделился эксперт в разговоре с Baltnews.
Собеседник отметил, что уже сейчас есть данные аналитиков, согласно которым еще несколько недель назад больше чем чем 2/3 российской нефти морским путем перевозилось компаниями, зарегистрированными в западных юрисдикциях, а теперь только 1/3: "Это уже большой успех".
Мало что изменится и для стран "Большой семерки", так как поставок нефти из России там и так нет из-за введенного эмбарго. А с 5 февраля проблемы будут и с поставками нефтепродуктов, так как еще одно ограничение со стороны ЕС вступит в силу. Кроме того, по словам Митраховича, будет одновременно введен еще один потолок цен только на нефтепродукты.
"Полоток цен ограничивает возможности российских компаний использовать западную логистическую инфраструктуру, то есть западных перевозчиков, западных страховщиков, западных трейдеров. Во многом Запад сам доигрался. Сначала подсадил Россию на зависимость от своих сервисов, а теперь сказал: "Все, мы вас от этих сервисов отрезаем". Тем самым он спровоцировал Россию на создание своей собственной инфраструктуры. Это уже происходит на наших глазах", – поделился специалист.
Как отметил эксперт, Запад разрушает правила игры, которые сам же ранее создавал. Была ситуация, при которой все пользуются западной инфраструктурой: цена определяется на западных биржах, страховки западные, консультанты западные. Однако теперь из-за активных ограничительных мер многие страны думают о том, что хорошо бы иметь своих перевозчиков, своих страховщиков, свои ценовые агентства, хорошо бы торговать и не использовать западные валюты.
"В этом смысле слова, мне кажется, стратегически Запад проигрывает. Поставьте себя на место Саудовской Аравии, где гарантии, что завтра не будут введены против Саудовской Аравии по типу тех, которые были введены против России? Или что завтра эти меры не будут введены против китайских промышленных товаров, или африканских сельскохозяйственных, или против Южной Америки. Все же понимают, что беспредел подобный в торговле, он возможен по отношению ко многим странам. Тем самым доверие к Западу, который якобы соблюдает правило, оно будет падать", – резюмировал Станислав Митрахович.
Напомним, согласно указу президента России Владимира Путина от 27 декабря 2022 года, поставки российской нефти и нефтепродуктов запрещаются иностранным компаниям и гражданам, если в контрактах "прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены".
Потолок цен на российскую нефть, экспортируемую по морю, начал действовать 5 декабря 2022 года. Эта мера вошла в восьмой пакет санкций против России. Предполагалось, что это якобы сократит доходы России и не допустит прекращения поставок и скачка мировых цен.