После начала спецоперации России на Украине западные СМИ часто повторяли, что Москва осталась в полной изоляции, от страны отвернулся весь мир. На самом деле это не так. Откровенно враждебно настроены против РФ только государства западных "демократий", то есть тот самый "золотой миллиард".
Большая часть мира поддерживает нейтралитет. Даже если страны осуждали Москву в резолюции ООН, санкции против нее наложили единицы. Это, конечно, не устраивает ЕС и США. Они ведь жертвуют своей экономикой, чтобы ослабить Россию, а все остальные даже извлекают выгоду из их действий.
Особенно это хорошо видно на примере нефтяного эмбарго, в ходе которого ЕС добровольно лишил себя российской нефти (вскоре и нефтепродуктов), а индийские и китайские нефтеперерабатывающие заводы отлично на этом зарабатывают – покупают черное золото у РФ, делают из него топливо, затем продают его в Европу.
Нет ничего удивительного в том, что в итоге Запад пришел к простому и логичному выводу – если отдельные государства сами не хотят выступать против Москвы, значит, нужно их заставить. Демократия и справедливая внешняя политика в действии! Но что понадобиться, чтобы склонить нейтральные страны на свою сторону?
Запад кричит, но его не слышно
Россия является страной, против которой было введено самое большое количество санкций в истории. Тем не менее это не значит, что против нее ополчился весь мир. Многие государства не стали вводить ограничения против Москвы даже вопреки угрозам Запада.
Китай, Индия, Бразилия, Куба, Мексика, ЦАР, Грузия, Пакистан, Турция, ОАЭ, Сирия, Египет – это далеко не полный список государств, которые остались нейтральными. Более того, у многих из них даже продолжает увеличиваться товарооборот с Россией.
Как сообщает издание Politico, особенно Запад беспокоится о Турции и ОАЭ. Отмечается, что власти стран-членов Европейского союза должны расширить список стран, выступающих против России в ситуации вокруг Украины. Причем делать это предлагают за счет давления на государства, которые отказались поддерживать антироссийские санкции. Для этого была предложена трехсторонняя стратегия "мягкой, средней и жесткой силы":
- "мягкая сила" предполагает дипломатический диалог и взаимодействие, чтобы понять причину отказа от поддержки Украины и изменить эту позицию;
- в рамках "средней силы" необходимо поддерживать организации, которые возлагают вину за продолжение конфликта на страны, поддерживающие РФ;
- "жесткая сила" подразумевает механизмы наложения "последствий" на такие государства, как Турция и ОАЭ.
Переводя с дипломатического языка, сначала с этими странами попытаются договориться, надавив дипломатическими методами, затем подключат различных "некоммерческих организаторов" (читай – оппозиционеров), которые зачастую являются агентами влияния, а позже дойдут и до санкций.
Дело даже не в том, что такими темпами Запад будет вынужден наложить ограничения на большую часть мира, после чего сам окажется в изоляции. Суверенным государствам предлагают отказаться от выгоды и присоединиться к лагерю "экономически обездоленных". Желающих, разумеется, нет. К примеру, для той же Турции экономические связи с Россией очень важны.
Еще в середине 2022 года президенты двух стран договорились по целому ряду вопросов, что вывело сотрудничество на новый уровень. Так, Москва и Анкара пришли к соглашению о частичной оплате поставок российского газа в рублях, хотя Турция даже не относится к числу недружественных для России стран. Турецкие банки продолжают внедрять платежную систему "Мир". Товарооборот стран в 2022 году удвоился и достиг $45 млрд. Но, пожалуй, самым важным является сотрудничество в энергетической сфере.
Первая в Турции АЭС "Аккую" является самым крупным атомным проектом Москвы и Анкары. Ее строительство началось в 2018 году и уже в следующем году будет запущен первый энергоблок. Отмечается, что эта АЭС сможет обеспечивать до 10% потребностей страны, так что отказаться от такого сотрудничества Турции будет непросто.
"Турецкий поток", который был запущен в 2020 году, обеспечивает энергобезопасность Анкары. Никто сегодня в силу технических и географических причин не может просто так заменить поставку 31,5 млрд кубометров газа в год, которые прокачиваются по этой магистрали из РФ. Кстати, газопровод уже несколько месяцев работает на полную мощность. А ведь есть еще и давно работающий "Голубой поток" (проложен по дну Черного моря, мощность – 16 млрд кубометров в год).
Более того, есть потенциал для еще большего объема поставок, поскольку глава РФ Владимир Путин предложил Анкаре создать турецкий газовый хаб. Что взамен этому может предложить Европа? Немецких туристов, у которых стремительно падает платежеспособность? Немного неравноценный обмен.
А ведь еще и политическое сотрудничество. На встрече президентов России и Турции в Сочи летом 2022 года лидеры стран подтвердили важность сохранения политического единства и территориальной целостности Сирии, а также заявили о приверженности суверенитету и национальному единству Ливии.
Впрочем, управляющий активами Cresco Finance Степан Сумин считает, что не стоит питать себя иллюзиями о дружеских отношениях России с Турцией. Внешняя политика Турции всегда строилась на жестком и продуманном прагматизме, поэтому отношения выстраиваются с позиции выгоды. Именно поливекторный подход президента Реджепа Эрдогана в преддверии выборов, которые пройдут в 2023 году, помогает набирать необходимые ему голоса.
"Торгово-экономические отношения двух государств переживали разные времена, отметим, что Турция является седьмой страной по торговому обороту с Россией, но при этом обе страны ставят амбициозные цели. Предполагается, что торговый оборот в 2023 будет достигать $100 млрд. На период январь-сентябрь 2022 он составлял 47 млрд, а в аналогичный период 2021-го – $23,3 млрд. До цели далеко, но глупо отрицать высокие темпы роста. По нашей оценке, товарооборот в 2023 году достигнет $60-70 млрд. Наиболее приоритетные отросли для развития это нефтегазовая, металлургическая и набирающая темпы энергетическая. Лесная промышленность не отстает вместе с несырьевым энергетическим сектором", – рассказал Сумин Baltnews.
"Отметим и создание газового хаба. Если Турция станет энергетическим центром, то будет соответствовать интересам обоих государств. С помощью хаба Россия сможет нарастить объемы продаж, которые были утеряны из-за санкций запада. Турция получит хороший плацдарм для рынка труда и новой инфраструктуры. Не менее важна для них и роль главного посредника. У Турции абсолютно правильный вектор развития внешней политики, он предполагает выгоду всем сторонам, а что получится, увидим в ближайшие три года", – добавил он.
Западная демократия хорошо, но прагматизм лучше
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев в беседе с Baltnews напомнил, что ни одна страна мира не может выбрать тот или иной регион для сотрудничества в ущерб всем остальным. Это касается и Турции, и Китая, и Венесуэлы и других стран – в условиях глобализации все друг с другом взаимосвязаны.
"В случае с Турцией географическое положение страны позволяет ей строить и развивать отношения не только с Россией, но и с Европой. Турция намерена стать новым газовым хабом для ЕС (с помощью России), но при этом, конечно, речь не идет о том, чтобы ухудшать отношения с европейскими государствами", – заметил Деев.
"Турция всегда умела балансировать между разными интересами разных государств, получая для себя максимальную выгоду. Так будет наверняка и сейчас – Анкара попытается максимально сохранить выгодное взаимное сотрудничество с Москвой, несмотря на давление Европы. С которой, в свою очередь, у Турции свои взаимоотношения и выгоды – это торговля, это миграционный вопрос и так далее", – добавил он.
Однозначно можно сказать, что экономика будет учитываться во всех аспектах между Анкарой и ЕС. Турция наверняка сможет получить свои выгоды и от России, и от Европы, даже путем многословных обещаний сторонам, которые далеко не всегда можно выполнить, заключил Деев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.