Западные санкции и другие рычаги давления на Россию в очередной раз доказали, что они являются одной из самых бесполезных вещей в мире. В декабре 2022 года страны G7 договорились о потолке цен на российскую нефть. Однако сегодня, спустя почти год, выясняется, что этот инструмент контроля не работает.
В августе 2023 года 75% поставок "черного золота" из РФ осуществлялось без западных страховок. А ведь именно страхование являлось основным элементом контроля потолка цен. Неужели западные страны смирились с тем, что их "наказание" не работает? Почему G7 ничего не делает, чтобы исправить ситуацию?
Для кого вводился потолок цен?
Как сообщает издание Financial Times, Россия успешно уклоняется от санкций G7 по ограничению цен на экспорт нефти.
Напомним, в декабре 2022 года, после долгих обсуждений и споров, страны "Большой семерки" все же пришли к соглашению, что "черное золото" из РФ не должно продаваться по цене выше $60 за баррель. Конечно, решение абсолютно не рыночное и вообще не законное по нормам ВТО. Но кого бы это на Западе волновало, когда речь идет об ограничении России в чем-то?
Следить за исполнением этого правила страны Европы и США собирались с помощью страховых компаний. Западные фирмы должны были просто отказывать в страховании танкеров, если законтрактованные объемы уходили по цене выше, чем $60 за баррель.
Однако сегодня, спустя десять месяцев после принятия ценового потолка, выясняется, что 75% поставок нефти из России осуществляются без западных страховок. Об этом говорят данные аналитической компании Kpler. Причем по сравнению с весной 2023 года показатель отсутствия западных страховок вырос на 50%.
По сути, в Financial Times прямым текстом говорят – Россия научилась обходить санкции и в этом случае. Более того, на Западе не то чтобы против. Все же существенная доля нефти из РФ уходит именно на европейский и американский рынок. Значит, там никого особо не смущает отсутствие западных страховок.
Впрочем, нельзя сказать, что потолок цен хоть когда-то работал так, как хотелось политикам из США и ЕС. Поначалу казалось, что все получилось, и сразу после его введения цена на российскую нефть упала до $40 за баррель. Однако уже в феврале 2023 года Москва объявила, что сократит добычу на 500 тыс. баррелей в день, или примерно на 5% от объема добычи, после чего стоимость выросла. С июля Urals и вовсе поднялась выше $60 за баррель. В августе российская нефть торговалась на $10 выше потолка, а на начало сентября и вовсе достигла отметки в $75 за баррель.
Назревает вполне закономерный вопрос, почему Запад не реагирует на это? Изначально страны G7 договаривались пересматривать ценовой потолок каждые пару месяцев. Русофобы всех мастей грезили о том, как будут выкупать нефть у Москвы за копейки. Но даже сейчас, когда российское "черное золото" торгуется по цене, выше установленного максимума, никто не пересматривает сумму потолка.
Как рассказал директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, пересматривать потолок цен неэффективно, и это отлично понимают на Западе. Этот инструмент является политическим, а не экономическим.
Западные эксперты критиковали его еще до того, как ввели. Опасались, что поставки российской нефти начнут идти без участия западных регуляторов и компаний, со все меньшим участием европейского фрахта, то есть из Греции. Такие опасения оправдались. Это именно то, что происходит последние месяцы – Россия снижает долю европейского страхования и фрахта в поставках нефти.
"Конечно, можно пересмотреть сумму потолка в любую сторону, но это никак не скажется на поставках "черного золота". Единственное, что изменится – может еще сильнее снизиться доля греческих компаний во фрахте, что ударит по экономике европейской страны. Я считаю, что в США и других западных государствах осознают эту, поэтому не станут ничего предпринимать в ближайшее время", – сказал Белогорьев в беседе с Baltnews.
По его словам, Ценовой потолок был необходим по двум причинам. Во-первых, европейские политики создавали видимость деятельности для своего электората.
"Был запрос от общества на ограничения доходов России. И решение по потолку цен было продано избирателям. Проблема в том, что электорат никак не может проконтролировать эффективность подобных мер. Вторая причина – попытка США снизить накал санкций со стороны Евросоюза. Идея действительно родилась в Вашингтоне, поскольку ограничительные меры ЕС в июне 2022 года предполагали полный отказ от российских нефтяных грузов и европейского участия во фрахте. По мнению США, это привело бы к существенному сокращению российского экспорта, разбалансировке на рынке и росту цен. По сути, потолок цен смягчал санкции ЕС. И в этом смысле он сработал", – добавил Алексей Белогорьев.
Доходы России растут
Начиная с июля 2023 года, средняя стоимость российской нефти Urals выросла. Однако при этом объем морских поставок снизился. Еще в мае Россия отгружала 3 млн б/с Urals и ESPO, а в августе этот показатель снизился до 2,5 млн б/с. Примечательно, что снижение произошло не из-за того, что российская нефть стала хуже торговаться из-за возросшей цены. Просто суда, застрахованные на Западе, перевозили менее половины того объема, что был в мае – 626 тыс. б/с.
Как это повлияло на Москву? Собственно, никак. Россия не попала в тяжелое положение из-за того, что поставки нефти через западные компании снизились. Напротив, согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), доходы РФ от экспорта "черного золота" в августе увеличились до $17,1 млрд. Это почти рекорд. Выше было только в октябре прошлого года, еще до введения потолка и на пике цен – $17,3 млрд. Так что Россия осталась, можно сказать, в плюсе. А вот Запад теряет еще один рычаг давления – страховки и фрахт российских нефтяных грузов.
В Киевской школе экономики и вовсе прогнозируют Москве небывалый рост доходов от экспорта нефти в текущем году. По подсчетам экспертов, в 2023 году РФ заработает на $15 млрд больше, чем в прошлом. Все дело в том, что ситуация на рынке очень удачно совпала для Москвы – Россия становится более независимым продавцом именно тогда, когда цены на нефть серьезно выросли (в сентябре цены на сорт Brent были на уровне $95 за баррель, а на Urals – $78).
Впрочем, считать подобное везением, конечно же, неправильно. Не стоит забывать, что Россия входит в ОПЕК+, а также состоит в БРИКС, которая вскоре будет включать в себя большинство основных нефтедобытчиков мира. Рост цен на Urals всего лишь отражает сокращение предложения высокосернистой нефти на рынке, которое произошло после сокращения поставок ОПЕК+ и роста спроса со стороны нефтеперерабатывающих заводов после сезона ремонтов в Европе и США. Простыми словами – спрос увеличился, а предложение снизилось.
Конечно, такое положение на рынке тоже не будет длиться вечно. Но важно другое – своими действиями Запад обеспечил России передышку и легкий переходный период. Введение потолка цен позволило Москве спокойно искать альтернативные компании, занимающиеся арендой судов, предоставлением страховки в Азии, практически не сокращая добычу и продолжая получать доходы от экспорта нефти. Теперь РФ практически независима от западных компаний. А вот Запад мало того, что утратил еще один рычаг давления на Москву, так еще и нефть стал покупать почти по рекордным ценам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.