Эстонские власти попытались повозмущаться тем, что в исключительной экономической зоне страны ежедневно становятся на якорь десятки торговых судов, дожидающихся разрешения войти в российские воды.
Утверждается, что танкеры, например, могут стать источником разливов нефти, загрязнений, ликвидацию которых придется оплачивать Таллину. Вполне вероятно, что так оно и будет, если и в самом деле вдруг случится экологически опасный инцидент. Но "столпотворение" иностранных танкеров на подходе к российским морским портам стало одним из последствий антироссийских санкций, которые всячески одобряла сама Эстония.
Попытки нанести ущерб российскому нефтяному экспорту, как отмечают западные эксперты, к существенным результатам не привели, но вызвали болезненные проблемы в странах Евросоюза. О них уже немало сказано и написано, но радикальные перемены в логистических цепочках поставок российских товаров на экспорт, пожалуй, еще не рассматривались как источник беспокойства для Эстонии.
Скопления иностранных судов менее чем в двух десятках километров от берегов Эстонии объясняется тем, что введенные Евросоюзом санкции не позволяют России с прежней интенсивностью и размахом использовать на Балтике собственный торговый и танкерный флот для экспорта нефти и иной продукции. А зафрахтованные иностранными покупателями суда третьих стран должны дожидаться разрешения на вход в российские воды. И более удобного места для якорной стоянки ожидающих продолжения рейсов судов, чем воды исключительной экономической зоны Эстонии, им никак не найти по понятным географическим причинам.
Чего уж теперь вздыхать о прошлом и упущенных возможностях использования такого выгодного для зарабатывания на перевалке грузов географического положения. Перекресток торговых путей из Европы в Россию и далее в Азию – неиссякаемый источник доходов. Чуть ли не единственный торговый козырь маленькой прибалтийской республики.
Но обо всем этом, похоже, приходится надолго забыть – начав усилиями ретивых националистов рушить торгово-транзитные связи с Россией задолго до начала нынешнего кризиса, теперь Эстония все больше ощущает себя тупиком на торговых путях и пытается играть роль цербера, контролирующего исполнение антироссийских торговых санкций. Вид десятков судов на горизонте – неприятное напоминание о тщетности усилий.
"Ежедневно более 20 танкеров и грузовых судов останавливаются в Финском заливе в 15 километрах от северного побережья Эстонии. ... Много лет назад Российская Федерация в своем законодательстве запретила, так сказать, заход в свои воды, чтобы никто не пришел туда слишком рано, опасаясь плотного скопления судов и опасной ситуации, которая может возникнуть. Якорная зона расположена в экономической зоне, куда не распространяется правовое пространство Эстонии. Поэтому мы не имеем права запрещать стоянку этих танкеров на якоре", – процитировали эстонские издания заместителя канцлера министерства климата Каупо Ляэнеранда.
Шум из-за скоплений судов был поднят, конечно, неспроста, и дело, вероятнее всего, не столько в опасениях столкнуться с проблемой разливов нефти (танкеры стоят пустые, они, собственно, именно за российской нефтью и приходят), сколько в досаде от лицезрения очевидного доказательства неэффективности антироссийских санкций. И бессмысленности заявлений о превращении России в страну-изгоя, или прекращении с ней торговых связей. Но поделать с этим неприятным обстоятельством ни Таллин, ни Брюссель ничего не могут.
"Теневой танкер" хорошо тем, что его истинного владельца трудно найти
Как отмечают эксперты, причем эксперты западные, поток российских экспортных нефтепродуктов если несколько и сократился количественно, то лишь на некоторых направлениях, а в перспективе он, вероятнее всего, будет вновь расти. Многие европейские издания из мазохистских, вероятно, побуждений перепечатали недавнюю статью из британской Financial Times, в которой доказывается, что вопреки всем санкциям экспорт российской нефти растет, в частности, и на Балтике. О чем свидетельствуют и дожидающиеся постановки на загрузку танкеры в эстонских водах.
Поставки сырой нефти из России выросли этой весной в полтора раза, несмотря на введенные группой G7 и Евросоюзом санкции, сообщила Financial Times со ссылкой на данные аналитической компании Kpler. Ценовой предел, установленный для российской нефти на отметке $60 за баррель, не соблюдает практически никто из покупателей нефти и владельцев перевозящих ее танкеров.
Доходы России от торговли нефтью вновь растут. Добыча и экспорт немного сокращены, но вновь растут цены, что гарантирует Москве высокие доходы. Западные санкции должны были "сработать" посредством контроля страхования грузов – ключевые страховые компании, специализирующиеся на морских перевозках, подконтрольны коллективному западу.
Должны были, но не сработали – многие судовые компании просто стали возить российскую нефть вовсе без должных страховок. Три четверти грузов нефти, как утверждает Financial Times, в августе были доставлены танкерами без западной страховки.
Россия сократила в сентябре экспорт морским путем дизельного топлива и газойля по сравнению с августом почти на треть, а также объявила временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Что, кстати, отчасти объясняет так расстроивший эстоноземельцев быстрый рост цен на бензозаправочных станциях.
Но, как отмечают эксперты, российский экспорт восстанавливается за счет открытия новых маршрутов поставок: "Москва нашла новые рынки для своей нефти, несмотря на санкции, введенные странами "Большой семерки"", – отмечает Financial Times. Большая часть российской нефти перенаправлена в Китай, Индию и Турцию, а также в Бразилию, Шри-Ланку и Пакистан. А перевозят эту нефть далеко не только танкеры третьих стран.
"Судоходная отрасль Европы и стран "Большой семерки" играет значительную роль в транспортировке российской нефти", – отмечает некоммерческий аналитический Центр исследований энергии и чистого воздуха (CREA). Комментирует центр свои информационные находки в духе "какая же все-таки верткая эта российская экономика" и "что же мы можем сделать, чтобы прекратить это масштабное нарушение санкций". Но сделать Запад почти ничего не может.
Российские производители нашли способы продавать нефть, используя меньше западных судов и страховых услуг, что крайне затрудняет для Запада контроль соблюдения санкций, поскольку компании, содействующие торговле российской нефтью, находятся за пределами их компетенции.
Именно поэтому, надо полагать, страны G7 отказались от первоначального замысла регулярно пересматривать учрежденный ими верхний предел цен для российской нефти. Бессмысленно. Да и вредно для самих западных стран, опасающихся дальнейшего роста цен на нефтепродукты, еще и накануне зимы.
Кроме того, фактически сами же страны Евросоюза и содействуют крупномасштабному обходу нефтяных санкций против России, став третьими по объемам покупателями российской нефти. Так, суда, принадлежащие Греции, перевезли почти треть всех поставок российской нефти в период с декабря 2022 года (когда было введено ограничение на добычу нефти) по конец июля этого года. Плюс к этому еще и растущий флот так называемых "теневых танкеров", вроде бы принадлежащих и застрахованных в странах, которые не применяют политику ограничения цен на транспортировку российской нефти и, таким образом, обходят эту политику, как считает CREA.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.