"Зеленое чудо" балтийской энергетики было ложью. Но обман вскрылся

Кочубеевская ветряная электростанция
© Sputnik / Виталий Тимкив

Натали Верест

Прошло три месяца с того дня, как страны Балтии отключились от БРЭЛЛ. Их итог был предсказуем. Однако возникшие проблемы власть предержащие этих стран не способны ни решить, ни даже осознать.

Для начала вспомним, о чем мы говорили в предыдущей части

  • Шествие по планете "зеленой" энергетики породило в "цивилизованном" мире такое явление, как отрицательные оптовые цены на электроэнергию.
  • Это обычный капиталистический кризис перепроизводства. Просто по ряду причин он проявляет себя по-другому. 
  • Его невозможно разрешить, если энергетика и дальше будет существовать в либерально-рыночной парадигме.
  • Разрубить клубок проблем может лишь огромная, раскинувшаяся на множество часовых поясов и климатических зон, наднациональная и централизованно управляемая энергосистема. Время национальных государств в энергетике закончилось. 
  • Всего этого не видят и не хотят видеть "управляющие" странами Балтии. Здесь даже больше, чем на "старом" Западе, "зеленая" энергетика превратилась в религию. 

Детективный поворот сюжета

Как сообщили 25 декабря ушедшего года масс-медиа Финляндии и Эстонии, в 12:36 по местному времени "в результате аварии или преднамеренной диверсии" отключился интерконнектор EstLink 2. Согласно официальной версии, танкер Eagle S выходил в море с волочащимся по дну якорем. Им он и порвал подводный кабель. Судно приписано к островам Кука но – кто бы сомневался – "является частью российского теневого флота". 

Во-первых, капитан должен быть полным идиотом, чтобы вот так выходить в море. Идиота в кресле министра любой из трех прибалтийских стран я (автор материала – прим. Baltnews) хорошо себе представляю, а на капитанском мостике или у штурвала авиалайнера как-то с трудом. 

Во-вторых, по официальной информации, при обыске на борту судна было "обнаружено шпионское оборудование". Я, конечно, не Мата Хари. Но на мой, сугубо дилетантский взгляд, это еще больший идиотизм. Если судно ведет разведывательную деятельность, оно должно выглядеть и действовать максимально лояльно. 

Если его цель – диверсия, на борту не должно быть ничего "такого". В этом случае диверсию можно будет объявить "непредвиденной аварийной ситуацией". Но прибалтийский обыватель, обработанный пропагандой, охотно верит таким россказням. А я напомнила эту историю для того, чтобы было понятно дальнейшее. 

Представители эстонской энергокомпании Elering и финской Fingrid публично заявили, что "устранение повреждений кабеля EstLink 2 продлится до конца июля 2025 года, затраты составят десятки миллионов евро", а Эстония "при необходимости включит другие генерирующие установки". Но, как показал анализ данных за последующие дни, никакие "дополнительные мощности и установки" задействованы не были. И вот тут начинается самое интересное… 

Напомню: общая пропускная способность всех четырех интерконнекторов – 2200 мегаватт (МВт) по максимуму или 1875 МВт в рабочем режиме. Без EstLink 2 остается 1550 МВт или 1225 МВт соответственно. Но в день якобы аварии я лично зафиксировала в 21:00 совокупный импорт странами Балтии 1245 МВт. В 22:25 он составил 1319 МВт. Тут еще можно было сомневаться… Но на следующий день, в 18:00, он достиг значения 1642 МВт. В 21:00 – 1628 МВт. А чуть ранее, в 15:00 – даже 1738 МВт. Напомню: "вилка" пропускной способности: 1225 – 1550 МВт. 

То есть либо прибалты открыли утерянный секрет Николы Теслы по беспроводной передаче энергии, либо никакой аварии не было? А было нечто вроде учений для проверки на выживаемость балтийской энергосистемы. Ряд странностей в работе интернет-ресурсов энергооператоров стран Балтии за предшествующий этим событиям год побуждает склоняться к этой версии.

Либо второй вариант, который, тем не менее, не исключает первый. Напомню: вплоть до 9 часов, 15 минут 8 февраля Россия осуществляла транзит электроэнергии через страны Балтии. Когда десятки, когда чуть более сотни мегаватт. 

Буквально сразу же, почти мгновенно, после аварии энерготрафик из Ленинградской области в Эстонию взметнулся в два раза, до 251,8 МВт. Вероятно, сработала автоматика БРЭЛЛ. А уже через 10 минут он достиг 403,2 МВт. А это, скорее всего, было уже решение российской стороны. Только в январе энергопоток из Ленинградской области начал постепенно возвращаться к объемам обычного транзита. 

То есть крайне вероятно, что в критической ситуации (или в ситуации, которая должна была выглядеть "критической") власти Эстонии обратились к россиянам за помощью. Разумеется, с молчаливого согласия двух других прибалтийских стран… 

И эту помощь они получили. Если вычесть из приведенных выше "запредельных" цифр объемы энергии, которые поступали тогда в Балтию из Ленинградской области, то итоговые цифры укладываются в пропускную способность трех интерконнекторов. 

Прощай, "зеленая сказка"

Еще 4 марта на сайте литовского энергооператора Litgrid появилась заметка "в стиле "вау". 

"Установленные в Литве солнечные и ветровые электростанции превысили символический лимит в 4 ГВт. В марте производство электроэнергии из возобновляемых источников обеспечило половину энергопотребления в Литве. Недавно мы отметили неделю, когда, впервые за 15 лет, в Литве было произведено больше электроэнергии, чем потреблено. К концу года реально достичь лимита возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 5 ГВт!" 

Что здесь не так? Прежде всего вспомним, как началась 8-9 февраля так называемая энергетическая независимость стран Балтии. Буквально на следующий день установилась стабильная морозная погода. Ветер начал стихать. Эффективность ВЭС (ветрогенераторов) относительно объемов потребления упала в Латвии и Эстонии ниже одного процента, в Литве колебалась в диапазоне 0,34 – 4,34%. А ведь именно на ВЭС все последние годы прибалтийские "державы" делали основную ставку. Плюс, возможно, "согласно легенде", EstLink 2 не работает.  

Прибалтам ничего другого не оставалось, как "раскочегарить" свои ТЭС. Их счастье, что еще снести не успели, особенно эстонцы… Генерация на прибалтийских ТЭС подскочила на 230 – 400% от значений декабря. Простите, ребята, а как же "2030-й год" и "нулевые выбросы"?! Но, как говорится, голод не тетка. В том числе энергетический. "Зеленая повестка" сразу стала побоку.

Во-вторых, на максимальную мощность заработали литовские и латвийские ГЭС (в Эстонии их нет), благо реки были полноводными. Вдруг выяснилось, что совокупная мощность литовских ГЭС – 870 МВт, а более 200 МВт они выдают довольно легко. Прежде, насколько я знаю, они никогда не генерировали больше 26 МВт. Но все равно Литва и Эстония оставались энергодефицитными странами. На первый план, до самого конца февраля, вышла Латвия, стабильно став экспортером электричества. 

В начале марта ветер в Литве, где климат более морской, вновь подул. В Латвии остался почти что на февральском уровне. Но Латвия "пригасила" свои ТЭС до показателей декабря и вновь стала импортировать электроэнергию. В свою очередь, Литва, дав своим "ветрякам" раскрутиться, генерацию на ТЭС и не думала снижать. Этим и объясняется ее сегодняшнее "энергетическое чудо", упомянутое чуть выше.

Теперь – об эффективности. Если считать процент выработки электроэнергии на ВЭС относительно текущего потребления, то в среднем может получиться довольно неплохо. В диапазон "40 – 60%" вполне укладывается. Надо только понимать, что эффективность ветрогенераторов может измениться от нуля до максимума за полчаса.

А вот если посчитать процент эффективности от введенных в эксплуатацию соответствующих мощностей, то выйдет совсем иная картина. Итак, "солнечные и ветровые электростанции Литвы превысили символический лимит в 4 ГВт". Несложно вычислить, что их эффективность на данный момент составляет 25–38%. А эффективность только ВЭС колеблется в пределах 20–30%. 

Ситуация в соседних двух странах Балтии очень похожая. В Латвии это будет чуть поменьше, примерно 20%. В Эстонии – примерно 25%, посередине. То есть, для приблизительных расчетов, можно условно считать, что эффективность ВЭС в странах Балтии относительно введенных в эксплуатацию мощностей составляет 25%. А всех ВИЭ в целом – 31–32%. Это при относительно благоприятных условиях для генерации: ситуацию февраля будем считать "форс-мажорными обстоятельствами". 

Мгновенное энергопотребление в "часы пик" тремя странами прибалтийского энергетического острова составляло зимой 4300 МВт (сейчас примерно 3200 – 3300 МВт). То есть, если страны Балтии исходят в энергетике из двух идей: достигнуть к 2030 году полной энергетической независимости и нулевых выбросов CO2, им придется построить и ввести в эксплуатацию возобновляемые источники энергии общей мощностью 13870 – 17200 МВт (13,9 – 17,2 ГВт). Я уже говорила в предыдущей публикации: это необходимая "подушка безопасности".

И при этом, во-первых, надо четко понимать, что эффективность этого огромного парка ВИЭ будет большую часть времени составлять 25–30%. То есть, в лучшем случае, более двух третей, а то и три четверти этих мощностей будут простаивать большую часть времени. А во-вторых, если они вдруг заработают хотя бы на половину своей полной мощности, выработанную электроэнергию просто некуда будет деть. Напомню, в первой части статьи речь шла о том, что странам Балтии будет некуда деть даже "лишние" 1,7 – 4,7 ГВт. А тут фактически в два-три раза больше. Ничего общего с экологией…

Итак, какие выводы в итоге можно сделать?

Надежды стран Балтии на экспорт электроэнергии куда-то дальше своей "евродеревни" тщетны.
Мощности интреконнекторов недостаточно. Строительство хотя бы одного нового – это пять-семь лет работы и сотни миллионов евро расходов. К тому же Запад "по уши" в собственном электричестве.

Тщетны и надежды на то, что в случае форс-мажорной ситуации в энергетике Запад "всегда придет на помощь".
По той же самой причине: недостаточная пропускная способность межсоединений. В свою очередь, получить в такой ситуации энергию из России теперь технически невозможно. Рассчитывать можно только на свой потенциал.

Построить "зеленую" энергетику в одной отдельно взятой маленькой стране невозможно.
Даже тут мы видим, что погодные условия в Латвии и Литве немного отличаются. Поэтому единая энергосистема трех стран – это минимум, необходимый для выживания. Но в странах Балтии не было и нет своей энергетической политики. Они просто идут в этом вопросе туда, куда указывает Запад.

"Зеленую" энергосистему можно сделать эффективной, только создавая ее с трехкратным, даже четырехкратным запасом мощностей. А это:

  • Неизбежно порождает ситуации, когда энергии не только катастрофически мало, но и "катастрофически много".
  • Делает невыгодной либерально-рыночную модель в энергетике.

Возможных выхода два. Первый – стать органичной частью огромной, раскинувшейся на целый континент единой энергосистемы. Второй – ввести государственное регулирование в области энергетики. От первого варианта страны Балтии отказались, выйдя из БРЭЛЛ. Реализация второго варианта в любой из этих стран-лимитрофов – это очень плохо.

Многолетний опыт показывает: государственный контроль за всем, чем угодно, в этих государствах быстро превращается в бесконтрольность этого государства в очередной области деятельности. Пример фактического энергомонополиста Latvenergo, который я привела в первой части статьи, очень характерен.

Делать ставку только на "зеленую" энергетику нельзя. Необходимо развивать и традиционные генерирующие мощности. Прошедшие два месяца это убедительно продемонстрировали. 
Обычно как пример успешного использования ветроэнергетики приводят Финляндию. При этом почему-то "забывают", что 25% электричества там производится на АЭС. 

"Зеленые" энергетические мощности требуют огромных территорий. Считается, что под ВЭС промышленного масштаба требуется от 5 до 15 км2 на один мегаватт мощности, в зависимости от характера местности, силы и направления ветров. В свою очередь, для солнечных панелей необходимо в прибалтийских широтах в среднем 6 гектар на один мегаватт (0,06 км2). Несложно подсчитать, какая территория потребуется, чтобы построить мощности для выработки 13870 – 17200 МВт. Площадь Латвии – 64589 км2, Литвы – 65200 км2, Эстонии – 45227 км2. "Бросовых" земель крайне мало.

И наконец, правда ли, что "зеленая" энергетика в ее нынешнем виде "экологически нейтральна" и "дружественна природе"? Нет, это точно такая же ложь.

Огромные поля солнечных панелей снижают альбедо земной поверхности, то есть способность диффузно отражать солнечную энергию обратно в космос. Значит, большее количество рассеивается возле поверхности Земли. Это неизбежно ведет, как минимум, к локальному потеплению в той или иной местности.

ВЭС не только убивают своими лопастями множество птиц. 120 200-метровых башен, машущих своими "крыльями", установленные на морском шельфе или в лесах, неизбежно разрушают местную экосистему. А в Норвегии уже планируют строить решетчатые стены из десятков ветрогенераторов. Только экспериментальный образец будет насчитывать 40 штук, а высотой превзойдет Эйфелеву башню. 

Кто не знает, при работе ВЭС издают довольно мощный низкочастотный гул. В итоге морские птицы мигрируют в города. Чайки уже больше 20 лет как облюбовали рижские помойки и научились охотиться на голубей. А на чаек в спальных микрорайонах охотятся ястребы. 

Людей, в частности, в Латвии становится все меньше. Поэтому природа и так уже наступает на города. Дикие звери встречаются уже и в лесопарках рижских предместий, и даже на не слишком людных улицах. Бывает, в спальных микрорайонах лисы охотятся на домашних кошек, которых по старой привычке люди выпускают погулять. Не так давно рысь, выйдя из леса к домику на окраине, разорвала сторожевую собаку. И скоро все эти процессы из-за бездумного и оголтелого увлечения "зеленой" энергетикой только усилятся. 

Современные ТЭС, над которыми нет никаких клубов дыма, а только горячий воздух с повышенным содержанием СО2, могут оказаться более экологичными, чем скопища всех этих "зеленых" монстров. Да, сами по себе технологии ВИЭ – это неплохо. Если они реализуются разумно, то есть строятся рассредоточено, в рамках огромной и единой энергосистемы. И там, где тот или иной их вид будет наиболее эффективен: высоко в горах, в пустынях и так далее.

Но у современной "зеленой вакханалии" совсем иные задачи, бесконечно далекие от экологии. Напомню: отключение стран Балтии от БРЭЛЛ надо рассматривать в рамках этой "вакханалии". Возникает естественный вопрос: зачем этим странам надо было синхронизироваться с Западом через Польшу, а не через Скандинавию. Энергетически это совершенно не выгодно. Электричества из Скандинавии Балтия получает гораздо больше, чем через Польшу. Но между собой Скандинавия и континентальная Европа не синхронизированы. Поэтому со Швецией и Финляндией прибалтийские энергетики работают по-прежнему через ВПТ, вставки постоянного тока, а теряется при этом до 10% электроэнергии.

Значит, нужна была синхронизаций не просто "с Западом", а с такими странами, как Германия, Франция и Польша. То есть фактически с самыми "заряженными" членами НАТО. Вот так экология, энергетика и "зеленая повестка" оказываются на самом деле элементами геополитики.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на