Европа откажется от российского СПГ – но заплатит за это сполна

Танкеры для перевозки сжиженного природного газа (СПГ)
© Getty Images / VCG

Илья Круглей

Еврокомиссия фактически дожала большинство стран Евросоюза в вопросе отказа от закупок российского сжиженного природного газа (СПГ). Однако сопротивление продолжают оказывать Австрия и Словакия – страны, не имеющие собственных СПГ-терминалов.

На этой неделе в ЕС предварительно согласовали запрет на импорт российского СПГ. Мера вступит в силу с января 2027 года. Долгое время против выступала Венгрия, традиционно критически настроенная к антироссийским санкциям, особенно в энергетике. Однако Будапешт в итоге отступил.

Теперь давление оказывается на Австрию и Словакию – последние бастионы сопротивления.

Налицо парадокс: СПГ по морю получают в основном страны с выходом к морю, но защищать поставки из России продолжают государства, доступа к морю не имеющие. Мотивация Словакии предсказуема – отношения с Россией там традиционно прагматичные. Но позиция Австрии вызывает удивление: симпатий к Москве Вена ранее не демонстрировала.

Почему так сложно отказаться от российского СПГ?

Как пишет Reuters, план по поэтапному отказу от российского СПГ должен быть вынесен на утверждение министров иностранных дел ЕС 20 октября.

На первый взгляд может показаться, что российский СПГ интересует в первую очередь прибрежные страны – Испанию, Францию, Бельгию, Нидерланды и Португалию. Именно там находятся мощные терминалы по приему и регазификации СПГ. По данным Kpler, к середине декабря 2024 года объем импорта российского сжиженного газа в ЕС достиг 16,5 млн тонн – это больше, чем за весь 2023 год (15,18 млн тонн) и 2022-й (15,2 млн тонн).

СПГ-терминалы в странах Европы
© Public domain / Institute for Energy Economics and Financial Analysis
СПГ-терминалы в странах Европы

Логично было бы ожидать, что именно Испания, Франция и Бельгия, традиционно закупающие крупнейшие объемы СПГ из России, станут основными оппонентами Еврокомиссии. Но на деле против выступают совсем другие государства.

"Австрия и Словакия не получают российский СПГ напрямую. Но они зависят от регазифицированного газа, который попадает в европейские трубопроводы, например, из Франции и Бельгии. Мы знаем, как газ из этих стран поступает в Германию. По аналогичной схеме действуют и другие", – пояснил Baltnews эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

По его словам, сопротивление двух стран объясняется не столько экономикой, сколько политикой. В Словакии у власти находятся евроскептики во главе с Робертом Фицо. В Австрии евроскептические силы также набирают вес и могут прийти к власти в обозримом будущем.

Если политическая обстановка в ЕС не претерпит радикальных изменений, то Брюссель при поддержке Парижа и Берлина добьется отказа от российского СПГ к 2027–2028 годам.

Митрахович отмечает: теоретически Европа сможет заменить российский сжиженный газ. Пример – трубопроводный газ из РФ, от которого ЕС отказался почти полностью, сохранив лишь незначительные объемы.

"Экспорт СПГ из России в ЕС – преимущественно с проекта "Ямал СПГ" – не является критически важным для Европы. С 2027 года ожидаются дополнительные поставки из США. На фоне новых объемов стоимость логистики станет менее значимой", – отметил эксперт.

Однако он обращает внимание на другой аспект: судьбу французской компании TotalEnergies, участвующей в "Ямале". В случае дальнейшей эскалации конфликта и возможной национализации российских активов в Европе, аналогичные меры могут быть приняты и в отношении активов Total в России.

"Развитие событий может пойти по двум сценариям: либо противостояние России и ЕС пойдет на спад, и тогда об отказе от СПГ просто забудут, либо напряженность сохранится – и Европа потеряет не только российский газ, но и часть собственной конкурентоспособности", – считает Митрахович.

Заменить российский СПГ можно. Но кто заплатит?

В распоряжении Еврокомиссии – все рычаги, чтобы принудить европейские компании отказаться от закупок российского СПГ. Формально речь идет не о санкциях, а о торговой политике. Для принятия таких решений достаточно квалифицированного большинства, без необходимости единогласного одобрения.

По оценке Rystad Energy, на которую ссылается The Guardian, в 2024 году объем поставок российского СПГ в ЕС составит около 17,8 млн тонн. Именно столько газа Евросоюзу придется заместить с 2027 года.

На теоретическом уровне альтернативы существуют. США планируют удвоить экспорт СПГ – до 97 млн тонн в год, а Катар – увеличить производство с 77 до 126 млн тонн. Однако, как замечает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин, ключевым поставщиком для ЕС все равно станут США.

"К 2027 году американские терминалы смогут покрыть выпадающий объем. Еврокомиссия уже подписала соглашение с Трампом о поставках энергоресурсов на сотни миллиардов. У Европы просто не будет выбора – придется заключать долгосрочные контракты с американскими производителями", – сказал Пикин в разговоре с Baltnews.

Он также подчеркнул: все дополнительные расходы, связанные с импортом СПГ из США, в итоге лягут на плечи простых европейцев.

"Отказ от российских углеводородов уже обошелся ЕС в почти триллион евро. Это была политическая цена. Попытка отказаться от российского СПГ – из той же оперы", – заключает эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме