Почему премьеру Кае Каллас вдруг приспичило переехать в Брюссель

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас во время заседания Европейского совета в Брюселе, 29 июня 2023

Рауль Тамм

Заявив о намерении претендовать на пост генсека НАТО, премьер Кая Каллас тем самым объявила о своей скорой отставке.

Эстонские политологи, вероятнее всего, глубоко заблуждаются, утверждая, что неэффективно правящая страной партия Реформ крепко держится за свою программу и за премьер-министра Каю Каллас.

Ее собственное заявление о намерении претендовать на пост генерального секретаря НАТО, то есть о готовности покинуть свой нынешний пост и родную Эстонию, и как следствие – подать в отставку с поста главы правительства, свидетельствует о скором падении кабинета министров. И, заодно, о неверии лидеров реформистов в то, что отставку правительства можно предотвратить и что есть способы вернуть партии доверие избирателей без принесения Каллас в жертву.

После того, как реформисты на своем недавнем съезде переизбрали Каллас на пост лидера партии, многие политологи и руководство оппозиционных партий заговорили о том, что правительство не желает делать выводы из допущенных ошибок, не намерено менять взятый курс и приносить в жертву премьер-министра. Точнее говоря, все это относится к самим реформистам, которые, как говорилось в газетных передовицах, приняли на себя "личную проблему Каллас", сделав ее, проблему, общей для всей партии.

Внутриполитический кризис продолжается, обструкция в парламенте не преодолена и оппозиция, кто активно, а кто в роли сочувствующего наблюдателя, продолжает блокировать планы правящей коалиции увеличить имеющиеся налоги, ввести новые, сократить пособия и предпринять иные шаги для сокращения дефицита бюджета и для повышения расходов на оборону. А тема "прямой угрозы с востока" остается основной в речах премьера Каллас.

Против последнего никто вроде бы не возражает (с учетом созданного в стране антироссийского "климата" это чревато тяжкими для карьеры последствиями), а вот изменения в налоговом законодательстве не нравятся очень многим.

Что, естественно, отразилось на рейтингах популярности партий – оппозиция националистического толка, партии Isamaa и EKRE, лидируют, реформисты, потянув за собой союзников по правящей коалиции, оказались далеко позади.

А результаты проводимых регулярных рейтингов такого типа – это суть эстонской внутренней политики, они в политической жизни страны почему-то считаются истиной в последней инстанции и очень часто определяют судьбу партийных лидеров.

Лидеры других партий правящей коалиции, социал-демократов и невнятного образования "Эстония 200", поспешили дать понять избирателям, что не во всем согласны с реформистами и даже как бы осуждают некоторые их планы, а Каллас им где-то даже несимпатична.

Оппозиция заговорила о возможном голосовании по вопросу доверия премьеру Каллас, которая не желает отступиться от вызвавших такую несвойственную меланхоличной Эстонии бурную реакцию протеста. Такова вкратце ситуация, в общем-то известная тем в Эстонии, кто следит за развернувшимся во всю в Таллине политическим цирком.

Издание Politico оказывает на Эстонию большее влияние, чем правительство страны

Картинка сложилась как бы очевидная – правительственная коалиция "ломает оппозицию через колено", Кая Каллас прочно сидит в своем кресле, намерена в нем сидеть и дальше, добиваясь реализации так неприятных общественности планов, и отступать не собирается, а однопартийцы стоят за ней каменной стеной. И потому заявленное премьером намерение претендовать на пост генерального секретаря НАТО, до осени 2024 года занимаемый Йенсом Столтенбергом, для многих стал неожиданностью.

Ранее Каллас, которую в среде европейских политологов неоднократно упоминали в числе тех, кто может стать следующим главой НАТО (то есть кто-то ее на эту должность планирует и готовит), на соответствующие вопросы отвечала уклончиво-отрицательно. Ныне же что-то радикально изменилось.

Заявила она это, правда, не своей собственной стране и соотечественникам, а европейскому изданию Politico, которое, кажется, стало теневым членом эстонского правительства, а может и чем-то более влияющим на внутреннюю политику Эстонии, но сути вопроса это не меняет.

Очевидно, что совмещать работу в Брюсселе в штаб-квартире НАТО и премьерство в Таллине невозможно, и раз Каллас намерена поучаствовать в "подковерном" конкурсе на пост номинального главы военного блока, она не рассчитывает оставаться на момент ее гипотетического избрания, то есть осенью следующего года, главой правительства Эстонии.

То есть сама эстонский премьер не дает своему правительству и года жизни, готова уйти в отставку и переехать, оставив за спиной национальные проблемы, конфликты, обиды и тяжкое бремя реализации затеянных ею (или при ее активной поддержке) налоговых и иного рода сомнительных реформ.

Тот факт, что эстонское правительство шатается и готово пасть, не назовешь ни новостью, ни редким для Эстонии событием – здесь редко какой кабинет министров не находится в перманентно шатком положении и ни одно правительство не отслужило в прежнем составе правящей коалиции свой полный срок – от одних парламентских выборов до других.

Но вот так, чтобы лично глава правительства фактически заявила о скором его распаде и своей готовности, грубо говоря, "сделать ноги", перебравшись в относительно спокойный Брюссель, – это, пожалуй, впервые в современной политической истории республики.

И тот факт, что однопартийцы вновь избрали Каллас на пост лидера партии в свете ее заявления о желании стать главой НАТО выглядит уже по-другому – ей создают "бэкграунд", повышая ее шансы на назначение в Брюссель под непроизнесенным вслух лозунгом "давайте еще ее потерпим, она все равно скоро нас сама покинет".

Имеет ли Каллас шансы и в самом деле стать генеральным секретарем НАТО – отдельный вопрос. Вряд ли, но и в наиболее вероятном случае неудачи остаться премьером она вряд ли сможет. Ситуация будет трактоваться как что-то вроде: "там не получилось, а потому, так уж и быть, останусь с вами, хотя и рада бы оставить всю эту гадость позади".

Запад, реально принимающий решения, вряд ли согласятся с тем, что кресло главы НАТО – это отличное место для дискредитированных восточноевропейских политиков. С таким вообще вряд ли кто согласится, хотя глава аппарата военного блока на самом деле мало что определяет в его политике, а лишь следует политике США, он тем не менее считается значимой политической фигурой глобального масштаба.

Да, Йенс Столтенберг выглядит забавно на пресс-конференциях, где он, отвечая на сложные вопросы, на них на самом деле не отвечает и изображает из себя мальчика, помогающего сразу двум бабушкам сматывать шерстяную нить. Тем не менее – это всех на Западе устраивающая фигура.

Тянет ли на эту должность Каллас или экс-премьер Латвии, ее нынешний министр иностранных дел Кришьянис Кариньш, также заявивший вслед за эстонским премьером о намерении попробовать себя на посту главы НАТО? Однозначно нет, если оценивать их шансы с объективной точки зрения и в сравнении с шансами, скажем, нынешнего президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.

Практически ничего, кроме агрессивных высказываний в адрес России и того довода, что их страны много тратят на оборону, у них за плечами нет (хотя Каллас чьими-то усилиями и пытаются создать образ лидера как минимум общеевропейского масштаба). Но это тема для отдельного обсуждения.

Для пребывающей в кризисе Эстонии сейчас важно то, что Кая Каллас фактически заявила о готовности сдаться, о неспособности управлять своей страной. С чем эту страну можно только поздравить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме