Оборона на бумаге: как Вильнюс "защищает" Берлин

Мужчина делает селфи у немецкого танка перед официальным открытием немецкой бригады для восточного фланга НАТО в центре Вильнюса, Литва
© AP Photo / Mindaugas Kulbis

Анастасия Кулик

На литовском политическом горизонте засияла новая звезда "кабинетного" полководца. Мэр Вильнюса представил "грандиозный" план обороны столицы. Но военная реальность идет вразрез с амбициями мэра.

Должностному лицу достаточно "упаковать" спорную идею в яркий информационный фантик, чтобы превратить ее в привлекательный продукт для СМИ и электората. Видимо, так рассуждал мэр Вильнюса Валдас Бенкунскас, когда презентовал многоступенчатую стратегию защиты города.

От креатива к "генштабу"

Долгое время градоначальнику не удавалось проявить себя в сфере милитаризации городского хозяйства. Теперь же он предложил столице и однопартийцам из "Союза Отечества" (СО-ХДЛ) комплекс мер, который, по его словам, обеспечит безопасность "независимого и демократического государства".

Бенкунскас, чтобы придать значимость своей работе, запугивает общественность:

"Вильнюс – приоритетная цель возможного противника. Мы находимся в 30 км от белорусской границы и в 40 км от Островецкой АЭС, обозначенной в законе как угроза нацбезопасности. Если агрессия начнется, удар последует именно отсюда".

Однако подобная уверенность игнорирует альтернативные сценарии: десант на военные аэродромы или удары по критической инфраструктуре могли бы обойти столицу. Кроме того, наступательные действия в крупном городе с плотной застройкой чреваты высокими потерями и потерей темпа, что неоднократно подтверждал опыт предыдущих конфликтов.

Наконец, почему-то ничего не сообщается о подготовке к обороне крупных городов у соседей по НАТО. На этом фоне военные приготовления выглядят еще более абсурдно.

Строго секретно

Инициатива, по словам градоначальника, состоит из двух частей. Первая посвящена гражданской обороне. Но это история, достойная отдельного рассказа. Он скоро и обязательно появится. А пока разберем часть, посвященную помощи военным. Она включает:

  • создание городского комендантского управления (1 900 человек);
  • формирование "парков контрмобильности" с бетонными блоками, "зубами дракона" и противотанковыми "ежами";
  • площадка для обучения операторов БПЛА;
  • логистика для будущей немецкой мотопехотной бригады (ожидается к 2030 году).

Так как в городской мэрии нет ни одного профессионального военного, а сам мэр, видимо, считает, что можно обойтись и без них, слабых мест у этого плана достаточно.

  • Неопределенность с кадрами. Что касается вильнюсской комендатуры, по бумагам "муниципалитет должен задействовать приписанных к ней людей, создав условия для учений, чтобы все не закончилось обычной регистрацией". Но кто все эти люди, чиновники собираются проверить только осенью.
  • Инфраструктурная "черепаха". Темпы строительства и финансирования городских проектов традиционно низкие. Поэтому обещания касательно площадки для дронов, да и все остальные, выглядят неубедительно.
  • Секретность ради секретности. "Карту заблокированных дорог" общественности не показывают, хотя мотострелковые части при необходимости легко обойдут любые препятствия.
  • Расчет на помощь бундесвера. Немецкие подразделения не будут подчиняться муниципалитету. Это заставляет усомниться в том, что они будут обязаны участвовать в обороне города.

В итоге создается впечатление, что столичные власти больше заинтересованы в освоении бюджетных средств под лозунгом "Мы защищаем Вильнюс", чем в разработке жизнеспособной оборонной концепции. 

Ранее канцлер ФРГ Фридрих Мерц, пребывая в Вильнюсе, заявил: "Оборона Вильнюса – это защита Берлина!" Если же мэрия действительно рассчитывает защитить не только себя, но и Берлин, то столица Германии рискует повторить события апреля-мая 1945 года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме