На пороховой бочке: эстонцы и литовцы обнаружили под боком заводы взрывчатки

Артиллерийские снаряды немецкого производителя оружия Rheinmetall
© AP Photo / Markus Schreiber

Даниил Эльм

В Эстонии запустили первый за столетие завод взрывчатки, в Литве строят гигантское предприятие по производству боеприпасов. Местных жителей никто не спрашивал, а власти празднуют победу милитаризации.

Оборонный завод "Нитротол", построенный в технопарке в окрестностях базы НАТО Эмари, выпустил первую партию взрывчатых веществ для нужд эстонской армии.

Милитаристы в восторге. "Эстония стала государством, производящим боеприпасы! "Нитротол" – первое за почти сто лет предприятие военно-промышленного комплекса. В случае необходимости обеспечим себя и региональных союзников", – отметил министр обороны Ханно Певкур

Глава Eesti Arsenal, владельца контрольного пакета акций Nitrotol Йенс Хауг подошел к событию по-деловому: производство способствует росту экономики, увеличению экспорта и появлению новых рабочих мест.

"Разумеется, это важно и для предприятия с точки зрения дальнейшего расширения. Уже в 2027 году планируем запустить конвейеры в парке оборонной промышленности в Эрмисту", – заявил он.

Жителей не спросили

Таллинские журналисты обратили внимание на примечательный факт: место для завода, магистральной продукцией которого является взрывчатка, выбирали без каких-либо консультаций – не только с жителями Эмари, но и с местной властью. Складывается впечатление, будто строители возводили цеха, склады и здания заводоуправления в безлюдной пустыне.

На деле все не так. По соседству с предприятием живут селяне. Некоторые довольны, поскольку появились рабочие места. В ведущие специалисты бывшим комбайнерам и трактористам не выбиться, но водителями, складскими рабочими или членами экипажей пожарных автомобилей стать вполне реально – все-таки речь идет о высокотехнологичном, хоть и потенциально опасном производстве.

Другая часть местных, преимущественно пенсионеры и женщины, с опаской поглядывают в сторону высокого забора с десятками камер видеонаблюдения по периметру. Настороженные жители опасаются, что территория, проход и проезд на которую для посторонних строго запрещен, может взлететь на воздух из-за человеческой халатности. Кто-то нарушит инструкцию, кто-то закурит в неположенном месте, а кто-то понадеется на авось там, где нужно быть максимально аккуратным и бдительным.

Опасения не беспочвенны. Таллинская пресса недавно рассказала о расположенном в Святошинском районе Киева логистическом центре литовской компании Novus. Все у бизнесменов было в порядке, пока не прилетела российская ракета. 

В результате ночной атаки погибли четыре литовских водителя, еще пять граждан Литвы из числа сотрудников центра получили ранения. Директор компании Гинтаутас Павалкис отчитался: был поврежден главный склад, через который проходит абсолютное большинство товаров. О людях он даже не вспомнил.

Минобороны России официально сообщило, что удар носил направленный характер и не был случайным. "Поражена законная цель", – резюмировали в ведомстве. Завод по производству взрывчатки рядом с Эмари – объект схожей категории.

Именно соображения безопасности стали одной из причин, по которой правительство Кристена Михала отказало немецким оружейникам в строительстве огромного завода, в десять раз большего, чем "Нитротол". Бизнесмены из Дюссельдорфа были разочарованы, но из Прибалтики не ушли.

Немцы обратились к Литве

Таллин вел переговоры с представителями концерна Rheinmetall AG ("Рейнметалл"), но от сделки отказался, посчитав ее "слишком дорогой". "Нас возмутили условия по строительству завода боеприпасов", – заявил Ханно Певкур.

По его словам, затея "сильно ударила бы по налогоплательщикам". "Из карманов ушла бы очень большая сумма: сначала на приобретение доли, затем на обязательство закупок снарядов. И это без контрольного пакета акций в пользу нашей республики", – подчеркнул министр, проявив себя расчетливым переговорщиком.

Есть все основания предполагать, что Вильнюсу были выдвинуты аналогичные условия, но деловых людей уровня Певкура в литовском правительстве не нашлось. Кабмин охотно проглотил наживку.

Новое производство – крупнейшая за всю историю Литвы оборонная инвестиция в размере 300 миллионов евро. В цехах "Рейнметалл-Литва" займутся производством артиллерийских боеприпасов калибром 155 мм (мощность конвейеров в 2027 году – 35 тысяч снарядов, в 2028-м – до 100 тысяч единиц).

На церемонии закладки первого камня президент Литвы Гитанас Науседа в беседе с главой концерна Армином Паппергером предложил не останавливаться на боеприпасах:

"Наше промышленное сотрудничество в других областях, например, в производстве беспилотников, вполне возможно. Литва готова – страна предоставит самые выгодные условия для инвестиций".

Фактически президент ясно дал понять немцу: творите, что посчитаете нужным, наша сторона заранее согласна на любые условия.

Литва делает ставку на военпром

"155-миллиметровый боеприпас широко используется в современной артиллерии, – напомнил журналистам полковник Вайдотас Малинионис. – Его нетрудно адаптировать к боевым системам, использующим дроны или искусственный интеллект. Так что это очень правильный выбор с военно-практической точки зрения".

Правильный еще и потому, что глава государства Науседа усиленно готовится к возможной новой "холодной войне" и стремится максимально насытить страну современным оружием, набить арсеналы боеприпасами ходовых калибров. В частности, в данный момент завершаются переговоры с американской корпорацией Northrop Grumman о начале производства боеприпасов к автоматическим пушкам калибра 30 мм.

В портфеле Минобороны имеются и другие заказы. Официальный Вильнюс без оглядки на последствия делает Литву, как с удовлетворением отмечают местные генералы, "одним из ключевых элементов системы обороны не только Балтии, но и всего восточного фланга НАТО".

Линас Кояла, глава вильнюсского центра изучения геополитики и безопасности, отмечает, что толчок развитию военно-технического сотрудничества Литвы с ФРГ дало решение о размещении на территории страны в 2027-2028 годах бригады бундесвера.

Передислокацию 4-5 тысяч немецких военнослужащих в прессе подают как сильнейший сигнал сдерживания в адрес Москвы: "Мы все понимаем, что единство стран НАТО и ЕС во всех областях – лучший образец того, как должна работать стратегия сдерживания потенциального агрессора. Чем больше таких проектов реализуют, тем в большей безопасности мы все будем".

Это слова человека, далекого от военного дела. Стратегический объект всегда несет с собой опасность. Он, как правило, цель номер один. Завод по производству боеприпасов ходового калибра – объект, который в случае конфликта окажется в приоритетном списке для поражения. Но литовские милитаристы об этом предпочитают не думать.

Эстонские власти пока движутся более осторожными тропами – завод в Эмари несопоставим по масштабам с литовским проектом. Однако и жителям окрестностей эстонского предприятия расслабляться не стоит. Соседство с объектами военной инфраструктуры безопасным не назовешь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме