Вот! Дошла и до меня очередь. Сегодня у меня начинается первое судебное заседание по "Делу 14 журналистов Латвии", которых власти обвиняют в нарушении европейских санкций – ст. 84.1 УК Латвии – за то, что они сотрудничали с медиагруппой "Россия сегодня", а ее возглавляет Дмитрий Киселев, находящийся с 2014 г. под санкциями ЕС.
По логике СГБ Латвии, на этом основании все сотрудники этого государственного агентства автоматически тоже становятся нарушителями санкций – как штатные работники, так и авторы, которых по всему миру более 3 тысяч человек. В Латвии решили прихватить сразу 14 человек, но на месте их оказалось немного меньше.
У семерых, в том числе и у меня, 3 декабря 2020 года провели обыски с изъятием оргтехники и документов, запретили выезжать из страны. Процесс пошел. Следствие в общей сложности длилось с 16 января 2020 г. по октябрь 2022 г. – почти три года. Нас обвиняют в том, что мы якобы передали так называемый "хозяйственный ресурс" (авторские статьи?) подсанкционному лицу с целью помочь ему обойти санкции.
Вначале это было одно общее уголовное дело, но летом прошлого года прокуратура разделила его на 14 отдельных дел. В апреле с.г. в Риге начались первые судебные процессы.
С самого начала я и мои коллеги заявляли, что весь этот процесс задуман с одной целью – дискредитировать нас как журналистов, выдавить все альтернативные СМИ из информационного пространства Латвии. Это откровенная атака на свободу слова, в нарушение Европейской конвенции по правам человека (ст. 10) и Конституции ЛР (ст.100).
Особенно комично весь этот нелепый политический фарс начал выглядеть после того, как 25 февраля 2023 г. Евросоюз принял 10-й пакет антироссийских санкций, в котором впервые в "черный список" попала медиагруппа "Россия сегодня". То есть до этого деятельность данного агентства в Европе осуществлялась на полном законном основании, официально работали его многочисленные представительства, и никаких регул это не нарушало.
Вроде как и коню должно быть понятно, что уголовные дела о нарушении санкций, возбужденные против журналистов Латвии, после этого должны быть отозваны – за отсутствием состава преступления. Но нет – все идет по плану. Журналистов упорно тащат в суды – по одному…
Сегодня на суде я собираюсь сделать четыре принципиальных заявления:
После разделения нашего общего уголовного дела в моем деле остался значительный объем чужих конфиденциальных материалов – трудовые контракты фигурантов других уголовных дел, выписки их банковских счетов за несколько лет и прочие документы личного характера. Прошу суд изъять посторонние материалы из моего уголовного дела, как нарушающие неприкосновенность частной жизни упомянутых там людей.
Ранее с этой просьбой я уже обращалась к прокурору М. Грике, после того, как она прислала мне на почту более 60 файлов с приватной перепиской журналиста Андрея С., изъятой СГБ в рамках его уголовного дела. Но мое заявление не было принято во внимание. (Это же просто случайность – ну с кем не бывает?).
По этому поводу часть коллег уже обратились в Комитет по петициям Европейского Союза и получила ответ, что их петиции получены и зарегистрированы.
Мое уголовное дело в данный момент насчитывает 960 стр. Из них 817 (!) страниц касаются фигурантов других уголовных процессов. К тому же, наличие посторонних материалов осложняет работу суда и лишает меня права на полноценную защиту.
На основании изложенного считаю необходимым изъять все посторонние материалы – 817 стр. - из моего уголовного дела в данном судебном процессе.
Как следует из материалов данного уголовного дела, портал Baltnews был официально перерегистрирован в латвийском Регистре предприятий на медиагруппу "Россия сегодня" 22.11. 2019 г., что подтверждено соответствующим документом.
В моем обвинении в качестве доказательства вины указаны 30 моих авторских статей, опубликованных на этом портале, начиная с 2016 г. по 2020 г. включительно. Из 30 моих публикаций, за которые, по подсчетам обвинения, я получила вознаграждение в размере 525 евро, после 22.11.2019 г. было опубликовано 9 моих текстов. Таким образом, инкриминируемая мне сумма, названная прокурором "отягчающим вину обстоятельством" и "корыстным мотивом", составляет 157,5 евро.
Прошу суд в рамках данного уголовного процесса не рассматривать публикации, опубликованные на портале Baltnews, за то время, когда он находился под юрисдикцией Латвии и был латвийским СМИ – с 2016 по 2019 г. включительно.
Следствие по моему уголовному делу было начато на основании европейской Регулы 264/2014 – именно так было указано в постановлении следователя СГБ от 9 окт. 2014 об изъятии содержания моей электронной почты. На основании этой же Регулы 264/2014 затем было принято судебное решение о проведении у меня обыска 3 декабря 2020 г., в ходе которого были просканированы стены моего дома и проверено содержимое всех шкафов и диванов, были изъяты вся моя рабочая оргтехника и информационные носители.
Со ссылкой на данный европейский документ мне также было выдано Постановление о привлечении меня к уголовной ответственности от 3 декабря 2020 и запрещен выезд за пределы Латвии, который действовал в течение года.
Поскольку Регула под номером 264/2014, как это указано на официальном сайте Латвийской республики, разъясняет "Правила применения сополимера поливинилпирролидона и винилацетата в твердых пищевых добавках" и никакого отношения к санкциям не имеет, к тому же ни я, ни даже упомянутый обвинением гендиректор "Россия сегодня" в нарушении применения загадочных сополимеров не обвинялись, прошу суд полностью изъять из списка доказательств, представленных обвинением, материалы, полученные на основании Регулы 264/2014, как оформленные с процессуальными нарушениями.
Правильный номер европейской Регулы о санкциях – 269/2014. Тоже можно сказать, техническая ошибка, с кем не бывает, да? Однако уголовно-процессуальный закон Латвии требует точного указания законодательных норм, применяемых в уголовном процессе.
Как член СЖ Латвии, а также международной организации "Репортеры без границ", в своей профессиональной деятельности я действовала, согласно Европейской Конвенции по правам человека (ст. 10) и Декларации по правам человека (ст. 19) – то есть "собирала, писала, обрабатывала находящуюся в открытом доступе информацию, распространяя ее, независимо от государственных границ". Противоправность этого рода деятельности исключена Европейской Конвенцией по правам человека. (ст. 10.) и Сатверсме (ст. 100).
Привлечение меня к уголовной ответственности за мою профессиональную деятельность независимого журналиста я считаю грубейшим нарушением прав человека на свободу слова. Прошу суд мое заявление приобщить к материалам дела.
Также прошу суд обратить внимание, что на период моего сотрудничества с порталом Baltnews, он под европейскими санкциями не находился, поскольку данные санкции против "России сегодня" были приняты ЕС только 25 февраля 2023 года.
На основании изложенного прошу суд закрыть судопроизводство в отношении меня и не расходовать хозяйственный ресурс Латвийского государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.