В современной Латвии довольно много памятных дат, связанных с советским прошлым. Одна из таких – 5 августа. Как утверждают власти, в этот день в 1940 году Латвия была аннексирована СССР. Именно такая трактовка нынче в части у прозападной Прибалтики.
Для Риги эта дата – лишний повод напомнить, что Россия – зло, оккупант и с ней всем было плохо. Опустим тот факт, что только с присоединением к СССР у Латвии, как и у ее подружек по лозунгам, произошел рассвет всего: промышленности, экономики, демографии и так далее. Как-то нынче не в чести об этом говорить.
Латыши будто забыли о своем прошлом, прошлом своей страны и о том, как было на самом деле. Забыли о подвигах своих героев, которые в ряду Красной армии защищали мир от нацизма. Пытаясь прочно закрепить и накрепко утрамбовать мысль о том, что СССР оккупировал Латвию, власти идут на все – чествование нацистов, запрет символов, депортация и уголовные дела. Рига активно подменивает понятия. И в этом, к сожалению, она не одна.
Где сухие факты?
Это действительно факт, что Латвия была присоединена к СССР. Но тут главное – как эта информация подается. Как сухой факт с аналитикой дальнейшей жизни латышей или, как и многие громкие антироссийские фразы прибалтийских политиков, вывернутый факт, ярко окрашенный, дополненный личным восприятием и эмоциями? С ужасом можно представить, что будет в сознании молодого поколения, которое столкнулось с интерпретацией фактов властей из Прибалтики.
Оккупация – пожалуй, любимое слово политиков Латвии, Литвы и Эстонии. Уже много лет оно звучит практически в каждой речи прибалтийских властей, особенно если тема касается России, а это почти всегда так. Эти русофобские настроения привели к тому, что один из немногих объединяющих праздников – праздник Победы в Великой Отечественной войне – давно превратился в фарс, ложь и пропаганду ненависти.
"Давили колесами активистов Бессмертного полка"
Три балтийские столицы еще в 2022-м году начали активно запрещать атрибутику 9 мая – георгиевские ленты, советские флаги, символы Красной армии. Ситуация дошла до абсурда – были снесены памятники воинам-освободителям, запрещены мероприятия и шествия, задержаны участники стихийных митингов. Власти просто не давали людям возможность лишний раз вспомнить о кровавых событиях, преступлениях против человечности, погибших за свободное будущее.
Как рассказал активист и один из организаторов "Бессмертного полка" в Таллине Алексей Есаков, палки в колеса власти начали вставлять еще перед первым шествием 2016 года: "В первый раз нам пытались "Бессмертный полк" запретить незаконно, потом на нас повесили административные нарушения, штрафы, пытались даже в уголовные дела перевести. [Правозащитник] Сергей Середенко, который сейчас по надуманным бездоказательным обвинениям сидит в тюрьме, защитил всех организаторов полка, отбил нас всех в суде".
Первое шествие получилось спонтанным. Как отметил Есаков, "по настоянию полиции" организаторам пришлось оповестить людей об его отмене, но даже несмотря на это, пришли около 500-600 человек. Тогда власти перешли от слов к действиям: "Когда люди шли, полиция в прямом смысле слова давила людей колесами мотоциклов о тротуары, пытаясь согнать людей с проезжей части на тротуары, на которых люди не помещались", – заметил Есаков.
Каждый раз перед столь важным мероприятиям организаторов "Бессмертного полка" в Таллине отправляли на предварительную беседу. Есакова и Середенко пытались запугать возможными провокациями, в которых могут пострадать люди. Но, по словам нашего собеседника, они всегда отвечали: "Если власти не будут устраивать эти провокации, то их в принципе не будет".
Подарили легкость свободы
Несмотря на упорные попытки властей, количество участников "Бессмертного полка" росло с каждым годом: "Если говорить о первом шествии, которое было в Таллине в 2016 году, люди, которые просто пришли к "Бронзовому солдату" положить цветы, были в восторге, хлопали, кричали "Ура", кто-то слез радости не мог скрыть. Внутри колонны, которая шла, был такой внутренний подъем у людей, они просто светились", – рассказал Алексей Есаков.
"Я разговаривал с людьми после самого шествия, несколько человек мне сказали одну и ту же фразу – внутри колонны они почувствовали легкость свободы, потому что, когда ты находишься на территории Эстонии уже давно, это угнетающее состояние, начиная с 1990-х годов еще со временем народного фронта, моральный прессинг настолько давит на русское население", – признался активист.
Уже в следующем году пришло порядка 2000 человек, через год – уже 3000-4000. Даже во время пандемии шествие не смогли запретить. Как отметил Есаков, был жесткий полицейский контроль, введен запрет на любые мероприятия, а что проводилось – только с учетом двухметровой дистанции. Но празднование дня Победы пришлось на период послаблений, когда разрешили собрать пару десятков человек, и активисты пришли.
Поклонялись фашистам?
Зато чествовать легионеров СС в Прибалтике – в чести. Ради такого события власти той же Эстонии готовы закрыть глаза на все. Казалось бы, о какой чести, каком прославлении легионеров Ваффен СС, людей, истреблявших неугодных под эгидой нацизма, может идти речь? Но в эпоху тотального искажения фактов – еще как может.
Ранее уже была затронута тема так называемой оккупации. Если смешать тему Второй мировой войны, слегка интерпретировать факты, добавить капельку русофобии и приправить блюдо оккупационными нотками, то получится весьма неплохая лапша, которую можно годами вешать на уши новому поколению. За примерами далеко ходить не надо. В августе 2022 года одно из популярных в Эстонии изданий Postimees выпустило статью под названием " В Синимяэ отмечают 80-летие создания Эстонского легиона":
"Легион дал возможность эстонцам выступить с оружием в руках против Красной армии, ранее оккупировавшей Эстонию. В рядах 20-й гренадерской дивизии сражалось в разные годы более 70 000 эстонцев. Благодаря эстонскому легиону поздним летом 1944 года было сдержано наступление двигавшейся на запад Красной армии. В волости Вайвара Ида-Вирумского уезда в 1944 году состоялось одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны на территории Эстонии – битва за Синимяэ. Точное количество погибших и раненых в этих боях до сих пор неизвестно. Как предполагается, в боях на Нарвском фронте в 1944 году потери обеих сторон составили до 180 тысяч человек, в том числе 37 тысяч погибших. Бои за Синимяэ дали возможность более 80 000 жителям Эстонии бежать на Запад, а позднее и восстановить Эстонскую Республику", – написало издание.
Если рассмотреть этот текст как факт, что из него можно вытащить? Например, то, что это Красная армия виновата в "кровопролитных сражениях", что из-за них "точное количество погибших и раненых неизвестно", что легион Ваффен СС "дал возможность более 80 000 жителям Эстонии бежать". Все это выглядит так, словно люди, подарившие республике свободу, спасшие сотни тысяч от нацистской расправы, теперь виновны. Только в чем? Объективно, если не знать историю, не знать ничего о Второй мировой войне и прочитать этот текст, то сложится именно такое впечатление.
Они боятся правды
Депутат Госдумы, председатель Центрального штаба общественного движения "Волонтеры Победы" Ольга Занко знает не понаслышке о политике и отношении Латвии, Литвы и Эстонии к празднику Великой Победы. По ее словам, снос монументов освободителям, запрет атрибутики, чествование легионеров СС – все это происходит, потому что власти просто боятся.
"Боятся правды, которую мы рассказываем о наших победителях даже спустя столько лет после Великой Отечественной войны. Каждая семья чтит своего родного Героя, и никакие запреты не могут этому помешать <…> Многие забывают, против чего сражались наши деды и прадеды. Чему они противостояли. Это же геноцид. Геноцид народов СССР. Осознанное убийство нацистами мирных жителей СССР. Есть много доказательств, как старых, так и новых", – рассказала политик.
Она напомнила, что в Латвии георгиевскую ленту, символ дыма и пламени, уравняли с символикой СС и нацистской Германии, что на Украине ленту вообще запретили носить с 2017 года, а за использование ввели штраф и арест до 15 суток, а в Молдавии запретили исполнять всенародную песню "Смуглянка". И это далеко не все, что происходит в бывших советских республиках, так отчаянно пытающихся исказить факты.
Посадить или выдворить
"Волонтеры Победы" проводят мероприятия по всему миру, в списке стран были и бывшие советские республики. Алексей Есаков был одним и добрых друзей этого движения. Вместе они проводили "Бессмертный полк", который так не нравился официальному Таллину, но на который ежегодно приходило все больше и больше человек, желая пронести портрет своего героя. Вероятно, это могла быть хорошая история, где правда, факты и память смогли победить политику ненависти, но нет. В 2022 году накануне 9 мая местные власти депортировали Есакова из Эстонии.
"В ночи его обманом заманили в полицию якобы ради дачи свидетельских показаний, а после выдворили без внятного обоснования. Все личные вещи, одежда, документы и даже мобильный телефон остались в Эстонии", – рассказала Ольга Занко.
Похожая история произошла с другим активистом – Сергеем Чаулиным. Его также обманом попросили зайти в полицию, заверяя, что они вернут ему портреты героев Великой Отечественной войны, изъятые у него во время обыска в апреле прошлого, а дальше просто избавились.
"Как только он зашел в участок, его задержали. У Чаулина изъяли телефон, не дали позвонить адвокату и даже забрали личные вещи из машины, в том числе зимнюю куртку. Затем перевезли в Полицию безопасности, оттуда на эстонско-российскую границу и выдворили на территорию России. Только тогда вернули телефон, и он смог связаться с родными. Сейчас помогаю Сергею получить гражданство в упрощенном порядке, также купили ему необходимые вещи", – призналась Занко.
Невзирая на запреты
Но если ситуация такова, что некоторые страны – а точнее политики этих стран – не хотят принимать факты, готовы всеми неправдами избавляться от прошлого, меняя историю для будущих поколений, то почему многие люди до сих пор выходят на улицы, порой жертвуя даже своей свободой? Как раз для того, чтобы такого кощунства не случилось.
В том же Таллине 9 мая 2023 года люди приходили к "Бронзовому солдату", чтобы возложить цветы, поставить свечи, невзирая на кордоны полиции, которые оцепили памятник, словно там бомба. Дороги в столице были перекрыты, подъехать к памятнику было практически невозможно. Несмотря на это, люди постоянно шли, спокойно ставили свечи.
Не обошлось без помощи из России. Например, жители Нарвы смогли посмотреть праздничный концерт благодаря экрану, установленному в российском Ивангороде.
В Литве нашлись те, кто не смог выйти на праздник без атрибутики, правда им пришлось импровизировать. В Вильнюсе к месту демонтированного памятника на Антакальнисском кладбище пришел мужчина в черно-оранжевой футболке. На расспросы о том, почему он пришел в георгиевской ленточке мужчина ответил, что это всего лишь рубашка. И для кого-то такой поступок мог бы показаться кощунством, но в стране, где тебя могут посадить за любую атрибутику, чтобы отдать дань уважения героям, приходится идти на ухищрения.
"История – свет истины"
Как рассказала председатель движения "Волонтеры Победы" Ольга Занко, по всей стране, в том числе и в новых регионах, проживает 17 тысяч участников и инвалидов Великой Отечественной войны. С каждым годом героев становится все меньше. Время неумолимо, а потому мы должны передать будущим поколениям реальную историю, факты, воспоминания, опыт и мудрость этих людей.
"Мы вспоминаем не только для того, чтобы поблагодарить наших родных Героев, ныне живых ветеранов, но и для того, чтобы знать, против чего боролись наши деды и прадеды. Чтобы не допустить повторения, чтобы лучше понимать сегодняшние события на Украине. Когда ты знаешь, что такое геноцид, ты никогда не допустишь его повторения", – считает депутат.
Знание событий помогает понять современный мир, рассказывает историю своих предков, своего народа. Пока есть те, кто, несмотря на гонения, запреты и угрозы готов рассказывать о подвигах героях Великой Отечественной войны, люди, имеющие скрытые мотивы, не смогут переписать историю, интерпретировать факты, окрасить мир только в черное и белое. История каждой семьи, каждой страны будет жить в веках.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.