Художественное наследие: какие деятели искусства повлияли на Латвию

Политический плакат первых лет Советской власти "Да здравствует СССР! Отечество трудящихся всего мира". Художник Клуцис Густав (1895-1944).
© Sputnik / РИА Новости

Мария Шатохина

Пока Прибалтика борется с прошлым, Baltnews продолжает изучать историю и биографии людей, которые оказали значительное влияние на страны Балтии. На этот раз говорим о художниках.

Многим ценителям искусства знаком советский мальчик в дубленке с воротником, коричневым портфелем и понурым взглядом с картины художника Федора Решетникова "Опять двойка" (1952). Но мало кто знает, что этот мальчик – сын известного художника Латвийской ССР Густава Клуциса. Вернее, именно он стал прообразом того самого двоечника.

Латвия, Литва и Эстония сегодня пропагандируют отказ от всего русского и российского, предлагая взамен обратиться к национальным героям. Что же, несмотря на то, что русофобский настроя автор не разделяет, стремление рассказать больше о малоизвестных художниках – похвально.

Родоначальник новой формы советской агитации

Начнем с уже упомянутого Густава Клуциса – художника-авангардиста. Он родился 4 января в 1895 году в Кенигской волости Латвии. Учился несколько лет в художественной школе в Валмиере и Городском художественном училище в Риге.

Затем уехал в Петроград, где продолжил образование в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а после перешел в Государственные свободные художественные мастерские Коровина, Певзнера, Малевича и ВХУТЕМАСе в Москве.

Он работал с Институтом художественной культуры, литературно-художественным объединением "Левый фронт искусств", с обществом "Утвердители нового искусства", преподавал во ВХУТЕМАСе.

Справедливо было бы назвать Клуциса дизайнером, иллюстратором и оформителем книг. Именно он стоял у истоков конструктивизма и был основоположником советского фотомонтажного плаката. Он также помог основать левое объединение художников "Октябрь" в 1928 году.

Безусловно, у художника есть известные живописные работы – например, "Красный человек" (1918) или "Аксонометрическая живопись" (1920). Но прославился он именно благодаря фотомонтажным плакатам, которые до сих пор можно встретить на просторах интернета и в различных галереях: "Под знаменем Ленина", "Выполним план великих работ", "СССР – ударная бригада пролетариата всего мира", "Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина!", "Из России НЭПовской будет Россия социалистическая. Ленин", "Победа социализма в нашей стране обеспечена" и другие.

В своих работах он подчеркивал контраст между вождями, героями, писателями и массами, показывал жесткую агитационную политику вождей, подчеркивал их культ.

Также художник был революционером. Во время октябрьских событий 1917 года Клуцис служил добровольцем в команде пулеметчиков 9-го латышского стрелкового полка, который занимался охраной советского правительства в Смольном.

Кроме того, он подавлял вооруженные выступления анархистов и участвовал в ликвидации эсеровского восстания в 1918 году, а через год стал членом ВКП(б) и стоял на охране Совнаркома в составе пулеметной команды.

Впервые он использовал фотомонтаж в своей работе "Динамический город" Собственно, это был первый фотомонтаж в СССР – плакат, состоящий из вырезанных элементов. Работа была не похожа на что-то общепринятое, она нарушала каноны пропорций, масштаба. Примечательно, что на фотомонтаже есть подпись: "Смотреть со всех сторон".

Для художника техника имела прямую связь с политикой, он был убежден, что подобные плакаты хорошо влияют на массы. В 1930-е годы Клуцис даже подготовил доклад на тему "Фотомонтаж как средство агитации и пропаганды":

"Фотомонтаж создался вне академий и школ. Он был выдвинут задачами борьбы пролетариата как контрнаступление против беcпредметничества, во-первых. В силу отсталости, аполитичности, медлительности старых видов искусства (живопись, рисунок, гравюра в первые годы революции, когда мы не имели своих пролетарских кадров в этой области), не могущих перестроиться на службу революции в ее борьбе, во-вторых. И в-третьих, как наступление против романтики, идеализма, мертвых схем в изображении рабочего то в виде розового архангела, то в виде лохматого полубандита, прикрытых высоким термином: фиксация образов революции".

Чтобы наработать материал для фотоколлажей, он начал заниматься фотографией. Одна из самых известных его работ – "Рука Клуциса". Впоследствии она часто использовалась для создания плакатов, например, чтобы воплотить образ рук голосующих рабочих "Выполним план великих работ".

Несмотря на революционное прошлое, в январе 1938 года Густав Клуцис был арестован как "член фашистской, националистической организации латышей", а в феврале приговорен к расстрелу. Все дело в том, что в 1930-е годы он начал сотрудничать с латышским культурным обществом "Прометей", которое занималось контрреволюционной пропагандой. В 1956 году его посмертно реабилитировали.

Зачинатель латышской школы живописи

Другой интересный творческий латыш – Янис Розенталс (Розенталь). Он был в числе первых профессиональных латышских художников. Родился в марте 1866 года в Салдусской волости Гольдингенского уезда Курляндской губернии. Отучился в Рижской школе Немецкого общества ремесленников, затем в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Он посещал и другие европейские страны, например, Германию и Францию, где изучал работы старых и современных мастеров. Работал педагогом в школе Блума, Рижском городском художественном училище, был руководителем частной художественной студии и художественных отделов в журналах Vērotājs и Druva.

Розенталс работал в различных жанрах изобразительного искусства: пейзаж, портрет, жанровая композиция, а также графике, мозаичном искусстве, занимался алтарной росписью, книжными и журнальными иллюстрациями. Художник часто сочетал портрет и пейзаж. Его считают одним из создателей латышской национальной школы искусства, а также одним из основоположников социальной и жанровой живописи Латвии. Розенталс оказал большое влияние на обучение молодых талантов.

Он известен своими полотнами "В мастерской художника"¸ "Из церкви"/"После богослужения", "Аркадия", "Мать и дитя", "Христос благословляет детей", "Принцесса и обезьяна", "Смерть". Его стиль обычно характеризируют как гармоничное сочетание реализма, импрессионизма и национальных мотивов. Портреты являются большей частью его работ. В них Розенталс умело отображал характер и внутренний мир героев.

Его считают великим латышским художником, потому что он смог приобщить латвийскую живопись к актуальным тенденциям изобразительного искусства того времени. Кроме того, он сыграл значительную роль в развитии и укреплении национальной местной идентичности и культурного наследия. В его полотнах простые люди разглядели себя. Художник Роман Сута заявил, что Розенталс "первым пробудил в латышском народе интерес к изобразительному искусству, в этом смысле, он был первой любовью латышского народа".

Как активист Розенталс участвовал в создании художественных обществ и ассоциаций, которые развивали и популяризировали искусство в Латвии. Например, он был одним из основателей и членов художественной группы "Рижские художники". Его работы были оценены не только внутри страны, но и за ее пределами.

Народный художник СССР и член КГБ

Одним из самых известных художников-живописцев Латвии и СССР является Индулис Зариньш. Он родился 18 июня 1929 года в Риге. В 1941 году вместе с семьей был отправлен в Томскую область РСФСР, где жил до 1947 года, пока не вернулся на родину. В эти годы он учился в средней школе, работал сортировщиком на фабрике, актером Театра кукол и был помощником декоратора в Драматическом театра Коми АССР.

Образование получил в Рижской средней художественной школе имени Розенталя (1947–1952), учился у Эдуарда Калныня в Академии художеств Латвийской ССР. После окончания учебы в 1958 году начал преподавать в своей средней школе, а затем и в Академии художеств.

В 1967 году Зариньш стал членом-корреспондентом, а в 1978 году действительным членом Академии художеств СССР. В 1977 его признали заслуженным деятелем искусств Латвийской ССР, в 1986 году – народным художником СССР, в 1991 году – почетным зарубежным членом Российской академии художеств.

Зариньш создавал портреты и натюрморты. В основном писал жанровые и историко-революционные картины. Он работал в стиле сюрреализма, абстрактного экспрессионизма и минимализма. Основные темы: трудовые люди, строители социализма, участники гражданской войны. Нередко смешивал разные стили. Зариньша считают одним из основоположников "сурового стиля". Он работал с маслом, акварелью, пастелью, создавал фрески, иллюстрировал книги и делал плакаты, как на политические, так и спортивные темы.

Наиболее известные из них: триптих "Солдаты революции" ("Курьер Кремля", "На посту", "Речь"), "Уходят на войну (За Советскую власть)", "Метель", "Портрет художника Бориса Берзиня", "Кубический натюрморт", "Рим", "Флоренция", "Порт в Англии", "Воспоминание о Кубе", циклы, посвященные латышским стрелкам, серии по мотивам романа "Арап Петра Великого" Пушкина и многое другое.

Ему принадлежит роспись потолков в зданиях парламента и Национальной оперы Латвии. Его работы были довольно востребованы при жизни, например, они были выставлены в галерее Уффици.

С политикой он тоже был связан. Если верить рассекреченным документам Национального архива Латвии, которые были опубликованы 20 декабря 2018 года, художник был "завербован в Коми АССР" 15 марта 1945 года и имел псевдоним "Онегин".

Среди его других наград числиться Ленинская премия (1980), золотая медаль ВДНХ (1969) и серебряная медаль Митрофана Грекова (1968).

Интересно, что дети Индулиса Зариньша пошли по пути отца – оба сына, Каспарс и Кристапс, художники. Первый сын великого деятеля искусства, анализируя эту закономерность, предположил, что, вероятно, "дети художников впитывают ген искусства с молоком".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме