По словам Носовича, в балтийских странах существует две разные позиции по еврейскому вопросу: для внутренней и внешней аудитории. И это две совершенно разные политики.
"Для внешней аудитории, а внешняя аудитория для прибалтийских стран – это Запад, западные союзники во главе США – для них никакой антисемитизм неприемлем в принципе, тем более неприемлемо оправдание Холокоста и какая-либо героизация нацистских преступников, особенно это неприемлемо для США, где очень сильное еврейское лобби, это самое сильное этническое лобби из всех существующих", – сказал политолог.
Для западной повестки в еврейском вопросе балтийские политики "делают благостную мину" и подписываются под всеми словами о нетерпимости к антисемитизму, о недискриминации, о политкорректности. Но для внутренней аудитории используется абсолютно иная методика, которую балтийские власти озвучивают "на своих реликтовых вымирающих языках".
"Она состоит в том, что евреи отчасти были сами виноваты в Холокосте, что те люди, которые занимались геноцидом евреев в годы нацистской оккупации Прибалтики, – это национальные герои. Тот факт, что эти люди занимались геноцидом евреев, тщательно скрывается, замалчивается, а те, кто эти факты расследует, подвергаются травле, как это доказала история Руты Ванагайте", – рассказал Носович.
Политолог отмечает, что власти стран Балтии занимаются переписыванием истории для того, чтобы население могло чествовать своих национальных "героев" и гордиться своим наследием.
"Есть специальные структуры, которые выполняют роль "исторических прачечных", они обеляют и скрывают биографии так называемых героев, людей, которых Латвия, Литва и Эстония провозгласили своими героями. Это деятели периода Второй мировой войны, про которых, когда начинаешь копаться в их биографиях, выясняется, что этот литовский герой помогал убивать евреев в Каунасском гетто, этот латвийский герой патрулировал Рижское гетто. Помимо евреев, там находится еще много чего интересного – их террор по отношению к полякам, белорусам и т.д.", – добавил Носович.
По словам политолога, на бытовом, глубинном уровне латыши, литовцы и эстонцы считают, что "евреи сами виноваты". С еврейским вопросом также пересекается любимая балтийская тема – "50 лет советской оккупации". Однако она достигает лишь внешней аудитории, до международной публики не доходит, поскольку сор из избы – настолько глубинные настроения – выносить у прибалтов не принято.
"Поэтому для внешней публики, для западных наблюдателей в Прибалтике все "шито-крыто". Тем не менее периодически случаются скандалы, когда внутренняя правда, скажем так, становится достоянием широкой международной общественности, те же США обращают внимание на героизацию в Литве или Латвии людей, которые запятнаны геноцидом евреев в годы Второй мировой. Так было с книгой Руты Ванагайте. Так было со скандалом вокруг установления мемориальной доски Йонаса Норейки. И много еще других подобных историй было", – пояснил он.
Носович подчеркнул, что политическая линия балтийских стран заключается в том, чтобы как можно тщательнее спрятать истинный лейтмотив латвийских, литовских и эстонских властей от сильных мира сего, вернее тех, от кого во всех смыслах зависит Прибалтика: от людей в Америке, от людей в Европе, от штаб-квартиры НАТО.
"Вопрос отношений с ними – это отдельный очень сложный вопрос. Есть подконтрольные еврейские общины, у которых с прибалтийскими правительствами заключен негласный пакт "о ненападении", есть еврейские деятели, которые решительно осуждают ту политику фальсификации истории Второй мировой, которая происходит в Прибалтике, они очень активны на международной арене. Тут с еврейским движением, движением памяти у прибалтов все довольно запутанно", – комментировал политолог.