Чхать Литва хотела на молитвы своих евреев и мусульман

На одной из улиц Вильнюса
© Sputnik / Алексей Филиппов

Светлана Журавлева

Тема: Мир после СВО

Неконтролируемый рост национализма, ксенофобии и религиозной нетерпимости – вот отличительная черта сегодняшнего Литовского государства.

Национализм всегда явно или тайно поощрялся, поэтому в Литве процветал. Титульную нацию представляло 86% населения, литовцы стояли и продолжают стоять на всех властных ступенях, решительно пресекая попытки нацменьшинств участвовать в управления страной.

По итогам парламентских выборов 2020 года в депутатском корпусе не нашлось места ни одному представителю нацобщин, а интересы сексуальных нетрадиционалов, например, представляет целая партия.

В правительстве заседают литовцы за исключением главы Минюста Эвелины Добровольской. Она полька по крови, но литовка по убеждениям. В команде президента Гитанаса Науседы тоже есть сменивший масть – Ярослав Неверович.

Поганую традицию гонений на нетитульных и иноверцев без лишнего шума реанимировали в 2012 году, к 2015 она обрела четкие контуры, весной 2022 пышно расцвела на фоне СВО ВС РФ.

Хорошим тоном стало буквально воевать против мигрантов из Северной и Центральной Африки, Ирака, Афганистана, против поляков, русских, цыган и вообще против всех, кто по расово, идеологически и религиозно не вписывается в местные стандарты.

Аллаху акбар?

"Сейчас не лучшее время для решения таких вопросов", – ответили в горсовете Вильнюса мусульманам Литвы, едва те заикнулись о планах строительства большой мечети. Такая при всех властях стояла в центре города, пока не пала от авиабомб в 1944 году. Сегодня о святыне напоминает только улица Мечети, но и ее депутаты столичного самоуправления планируют переименовать.

Мусульмане просят только резолюцию на разрешении о строительстве нехарактерного объекта, не рассчитывая на финансирование или иную помощь государства. Деньги на возведения мечети дали правительства Турции, Катара и Саудовской Аравии. Община уже приобрела участок земли, технику, строительные и отделочные материалы, обучила будущих мастеров. Дело уперлось в подпись и печать.

В качестве примечания, проинформируем: в самых лакомых уголках Вильнюс сильные мира сего, бандиты, наркобароны и контрабандисты разворачивают строительства фешенебельных дворцов без всяких разрешений и доводят до конца, несмотря даже на судебные решения о сносе самостроя. Мэрия на подобное баловство всесильных смотрит сквозь пальцы, легализуя незаконные постройки с включением их в городской план.

Не желая обижать исповедующих ислам, хочется спросить: неужели в Литве преступники сильнее Аллаха? Вопрос становится тем более актуальным, когда узнаешь о подводных течениях вокруг мечети.

Мусульмане хотят на деньги арабского мира не только величественный храм возвести, но и культурный центр по соседству, и квартал жилых домов. "Рука об руку с инвестициями всегда идут политическое и культурное влияние", – видит тайную диверсию вице-спикер Сейма Паулюс Саударгас.

А главный в парламенте "оборонщик" и радетель за национальную безопасность Лауринас Касчюнас называет законные потребности религиозных мусульман Литвы шантажом: "Свобода исповедования не отрицается, но центра притяжения чужих интересов мы создавать не намерены".

Между прочим, мусульмане живут в Литве более шести столетий по личному приглашению Великого князя Витаутаса, но для Литвы более 3000 иноверцев по-прежнему, как проговорился Касчюнас, "чужие". К слову, община растет быстрыми темпами за счет беженцев, осевших в стране за минувшие четыре года. Этот факт интерпретируется в пользу власти – "молиться приходят эмигранты, исторически ничего общего ни с Великим княжеством Литовским, ни с Литовской республикой не имеющие". Аргумент притянут за уши, но его выдают за весомый.

Какие еще факты подтасовываются?

  • литовские мусульмане поддерживают политику стран арабского мира и Палестину (что естественно) в контексте войны Израиля против нее. Официальный Вильнюс против такой солидарности. Она идет вразрез официальной точке зрения.
  • они молятся не только по-арабски и по-английски, но и на русском языке. С точки зрения местных националистов, факт ужасен, поскольку язык "московитов" – "мягкая сила" Кремля. Кто знает, о чем мусульмане говорят между собой, какие планы строят?

Хотя шеф госбезопасности Дарюс Яунишкис утверждает, что исламских экстремистских группировок в республике нет, он не отрицает, что "отдельные личности, проповедующие экстремизм, имеются, исходящие от них потенциальные угрозы могут в любой момент обрести сторонников".

В такой потенциально взрывоопасной ситуации в вопросе строительства мечети власти навстречу своим гражданам выгоднее и вообще держаться от греха подальше. Логика ущербна – есть у мусульман четыре мечети (в пригороде Вильнюса Немежисе, в деревне 40 татар Тракайского района, в Каунасе и в Алитусском районе) – и достаточно.

Председатель совета мусульманских общин Александрас Беганскас жалуется, что количество молящихся много больше, чем позволяют принять все мечети вместе. Новый храм необходим. Ему отвечают – это проблема религиозной общины, а не государственной власти.

Университетский профессор Эгдунас Рачюс (ученый, казалось бы, человек) тоже настроен против строительства новой святыни. Он видит в ее появлении "выгодную России диверсию". Вывод все тот же: под любым предлогом отложить стройку в долгий ящик. Тем более, уже сказано мусульманам – "сейчас не лучшее время для решения таких вопросов".

Повторимся – Аллах, без сомнений, велик. Но и ему тяжело бороться против литовских политических и государственных ксенофобов.

Не взошла звезда Давида

Как говорит петербургский профессор Николай Межевич, "очень тяжело прибалтийским антисемитам. Они прячут пещерный антисемитизм бабушек и дедушек в европейскую одежду. Но инструкция из полосато-звездного посольства требует поддержать Израиль. Приказ есть приказ". Если хозяева велят есть кактусы – станешь глотать.

Николай Маратович в отличие от каунасца Рачюса –  настоящий большой ученый и прав на 100% в своих наблюдениях и выводах. Руководители Литвы без колебаний выступили против палестинцев и всячески демонстрируют симпатии к Иерусалиму. Парламент принял резолюцию, в которой осудил расистские и антисемитские высказывания.

Между тем любому здравомыслящему очевидно, что "израильский фашизм по своей жестокости в отношении Палестины превосходит гитлеровский", как оценил ситуацию на Ближнем Востоке глава Чечни Рамзан Кадыров.

Литовские евреи (о древний, о великий и хитро-мудрый народ!) задумали из войны Израиля против Рамаллы выжать максимум возможного в свою пользу. Депутат Сейма Эмануэлис (Моня) Зингерис, например, предложил основать международный совет, посвященный созданию экспозиции Панеряйского мемориала (во время Великой Отечественной войны немцами и литовцами в том месте было расстреляно примерно 100 000 человек, 70% из них – евреи), "чтобы впоследствии здесь были не только ямы, но и экспозиция".

Зингерис так же предложил следить за тем, чтобы в Литве не осталось мемориалов пособникам нацистов, чтобы местная власть не планировала называть школы, улицы, скверы, не открывать памятники лицам, которых подозревают в пособничестве нацистам, не устраивала праздники в их честь.

Так же желательно, чтоб муниципалитеты уделяли больше внимания приведению в порядок мест массовых убийств евреев и хранению памяти о них, повсеместно обновили информационные указатели на старые еврейские кладбища и к местам массовых убийств евреев.

Эти инициативы с восторгом встретили в еврейской общине и от себя пожелали "называть именами спасителей евреев школы в городах и городках нашей страны, улицы и скверы", призвали "эмигрантов литовского и польского происхождения проводить общие встречи с еврейскими эмигрантами из Литвы, объединяться для совместной работы на благо демократии и ее сохранения, поддерживать борющуюся за свободу Украину".

Мало того, что потомки жертв призвали украинских потомков жертв целоваться в засос с потомками бандеровцев-убийц, так еще Минкульт "должен собирать рассеянное по всему миру наследие евреев Литвы и умножать коллекцию иудаики Вильнюсского музея имени Гаона, обратиться к Германии и начать поиски вывезенных из Литвы культурных ценностей, принадлежавших евреям, вернуть их в Литву; Россию призвать вернуть присвоенное советской властью имущество евреев, финансовые активы еврейского "Народного банка".

Хотели много, а получили эцба мэшулэшэт – то есть фигу. Кукиш, если по-русски. Чтобы литовские нацики, "фашики" и другие наследники кочегаров Освенцима да отказались от памяти своих пособников Адольфа Гитлера и Генриха Гиммлера? Ни-ког-да. Что тут же антисемиты дали понять еврейской общине. Им, кстати, директивы посольства под звездно-полосатым флагом не указ.

Но они святы для президентуры, парламента и правительства, которые в очередной раз плюнули в души как литовских мусульман, так и литовских евреев, повернувшись к прозвучавшим от них мольбам спиной и даже чуть ниже.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме