Драма, разыгравшаяся вокруг министерства обороны Эстонии, способна выдавить скупую слезу даже у самого черствого, самого ожесточенного недофинансированием генерала. Силы обороны страны не получат танки, о которых так долго и так трепетно мечтало эстонское командование, уже три десятилетия передавая эту мечту друг другу по наследству.
Командующий Мартин Херем был как никто до него близок к цели. Но нет, не будет у местных генералов собственных могучих бронированных коней, на которых так славно прокатиться по проселочной дороге и в башенном люке которых могли бы фотографироваться эстонские политики.
Правительство маленькой, но ставшей чрезвычайно воинственной в последнее время прибалтийской республики не смогло изыскать средства на приобретение танков. "Стоимость создания танкового батальона не соответствует его прогнозируемой эффективности на поле боя сегодня. Поэтому полезнее вложить эти суммы в развитие других возможностей и положиться на союзные танковые части, дислоцированные в Эстонии", – процитировали местные издания скупые, нелогичные и наполненные болью слова сообщения министерства обороны республики.
Напоминает официальное заявление лисы насчет вкуса винограда. Не очень-то и хотелось, мол. Неэффективны они, как выяснилось по итогам изучения горелых немецких и американских обломков на Украине. Вот пусть союзники на свои танки тратятся, раз такие дураки, что не понимают насчет несоответствия цены и эффективности.
Еще в Таллине говорят, что танки значились в подготовленной генералом Херемом "программе развития национальной обороны". Но танковый батальон... Это ж несколько десятков предположительно немецких "Леопардов" (недаром в Таллин высокопоставленные берлинцы зачастили) миллионов по пятнадцать за штуку, да все, что к танкам прилагается, да уход и обслуживание... это военный бюджет страны надо не до 2,5%, как запланировано, а сразу до 5% валового национального продукта поднимать. Народ может не понять. Не по карману это небогатой стране, как к облегчению налогоплательщиков вовремя сообразили в правительстве. Но ведь эстонские генералы пунктик о танках в свои планы включили – значит, на что-то рассчитывали, мечтали и были обнадежены.
Отказ правительства покупать танки донельзя расстроенное эстонское командование немедленно назвало ударом по мечте о максимальной боеспособности местной армии. Армия у Эстонии, как известно, небольшая, не дотягивает даже до размеров приличной бригады, но вполне достойная, ухоженная и, по отзывам экспертов, боеспособная. Но у нее нет танков.
Парочка учебных, используемых для проверки новобранцев на крепость сфинктеров и нервной системы, не в счет. Так-то боевые танки в стране есть, но они чужие, погостить приехали и очевидно еще и для того, чтобы позлить местных генералов и заставить их кусать локти от зависти.
Очень не вовремя попали горящие "Леопарды" на новостные ленты
Генерал Херем довольно долго казался вполне адекватным человеком и профессиональным офицером, но в какой-то момент адекватным он казаться перестал, хотя, вероятно, остается военным профессионалом. Усомниться в адекватности вынудили его речи о вселенском "зле", которое не должно победить, и о том, что это самое "зло", то есть Россия, останется опасным, могучим и злобным врагом при любом исходе украинского кризиса.
И она, говорил Херем, обязательно нападет, если эстонцы проявят слабость. Про танки он вслух не говорил, но теперь-то ясно, что именно они и подразумевались. Без танков, мол, такого агрессора, как Россия, нам ни при каком раскладе не одолеть. Оказывается, этими своими выступлениями на публике он так нагнетал, подводил психо-геополитические обоснования под заявку на приобретение танков. Целого батальона со всеми прилагающимися к нему дорогущими стальными и электронными штуками.
Мечта об эстонском танке, конечно, не так ярка и распропагандирована, как мечта о высоком заборе на границе с Россией, но тоже давняя и не то чтобы потаенная, но не особенно афишируемая. Кажется, еще в конце 1990-х "добрые" поляки предлагали юной Эстонии подарить свои старые советские танки, но и тогда не потянула маленькая прибалтийская республика такую технику, да и не очень-то хотелось всякое старье бэушное и с "барского плеча".
Хотелось своих и чтоб относительно новых. И старшие товарищи с большими звездами приезжали в частности из Великобритании посмотреть, что тут и как в Эстонии с вооруженными силами, и по пьяному делу очень советовали обзавестись танками. Без них явное не то, не солидно, смешно даже как-то.
Украинский кризис очень помог эстонскому командованию приблизиться к цели. Вот оно – яркое и бесспорное доказательство пользы танков и совершенно очевидной необходимости их приобрести. Но все усилия генерала Херема пошли прахом. Теперь зарубежные генералы, иностранные задаваки, так и будут важничать и посматривать на Херема с ухмылками, и шептаться у него за спиной меж собой, наверное, будут – мол, ну какой же он генерал-то без танков-то... так, одно название.
Еще дразнить будут, прозвище неприятное придумают – типа "танкист". Неприлично ему, Херему, без танков с коллегами общаться, всерьез не воспринимают. Больно это и обидно. Генерал даже с лица, кажется, спал. Или это он всегда такой... Ну не важно. Ясно же, что переживает. Не выгорело, хотя правительство и премьер очень старались, конечно. Им тоже охота сфотографироваться выглядывающими из люков своих, родных эстонских танков, а не чужих, из которых хозяева и погнать могут в любой момент.
Нет, и Херема, и его коллег генералов надо понять правильно – они вовсе не хотят на самом деле воевать. Потому как профессионалы со специальной литературой "для служебного пользования" ознакомлены и хорошо понимают, что случись такое безумие, как полномасштабное военное столкновение между Россией и НАТО, оно очень быстро перерастет в ядерную войну. И тогда эстонские танки, если такие когда-нибудь все же появятся, смогут повоевать примерно минут тридцать, хорошо час. А потом не станет ни танков, ни армии, ни страны. Действительно, как говорят сокрушители мечты эстонских генералов – неэффективно это.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.