Приплыли: в Эстонии закончился "дутый" триумф стартапов

Биржа
© Sputnik / Владимир Астапкович

В Эстонии констатируют окончание бума на стартапы – денег не хватает, инвесторов привлечь в проекты все труднее. Многие компании вынуждены сокращать амбиции.

Настоящая ценность любого продукта определяется естественным спросом на него у большинства населения. В последние годы в мире создается огромное количество различных стартапов, но далеко не все они оказываются по-настоящему нужны людям. А потому многие из таких компаний не могут пережить кризисы.

Так, в Эстонии отмечается конец бума для стартапов – они, по словам бизнесменов, не могут привлечь инвесторов и вынуждены сокращать свою деятельность. Так, с трудностями столкнулась фирма Single.Earth, ориентированная на зеленые технологии, которая в 2021 году привлекла 7,9 млн евро, прошедшей зимой объявила о сотрудничестве с японским венчурным фондом Mistletoe, но нынче значительно сократившая свою деятельность и уволившая ряд сотрудников.

Инженер и соучредитель Single.Earth Андрус Ааслайд в качестве причины изменений назвал бездействие инвесторов по всему миру в течение последнего года, из-за чего сократились инвестиции. Такое объяснение заставляет задуматься над тем, что сама компания деньги не очень зарабатывала, а существовала только за счет вливания новых и новых инвестиций в расчете, видимо, на некие прибыли будущего периода.

"Инвесторы были в ажиотаже, деньги сыпались. <...> Мы очень быстро привлекли средства в хорошие времена, поэтому падение резкое. Мы практически весь этот год и конец прошлого года работали над всевозможными антикризисными планами, чтобы выжить. Сейчас обстановка совсем другая, и это в какой-то степени нормально, потому что в 2021 году реакция была ненормальной. Инвесторы слишком увлеклись, и возник эффект пузыря, который готов лопнуть", – пояснил Ааслайд.

И добавил, что сегодня "фирма достигла стабильности, банкротство не грозит, есть необходимая команда, и предприятие сосредоточено на продукции". Ааслайд напомнил, что разница между стартапом и классическим предприятием заключается в том, что классические фирмы выходят на рынок с уже готовым продуктом, а стартапы используют деньги инвесторов для подготовки продукта, на который будет спрос: "Но при всех экономических процессах случается, что деньги заканчиваются раньше, чем продукт поступает на рынок".

По оценке Ааслайда, ситуация очень тяжелая не только в Эстонии.

Местные СМИ отметили, что несколько лучше дела обстоят у платформы зеленых инвестиций Grünfin, которая в январе 2023 года привлекла 2 млн евро в рамках раунда финансирования и весной расширила портфель продукции. При этом одна из учредителей предприятия Трийн Хертманн подчеркнула начало падения бума еще полтора года назад. Причинами неопределенности наряду с войной Хертманн назвала быструю инфляцию, экономический кризис и растущие процентные ставки, которые заставляют инвесторов действовать более консервативно.

"Инвесторы, у которых есть выбор, куда вкладывать деньги, которые не совсем венчурные инвесторы, смотрят на стабильные классы активов. Процентные ставки довольно высоки, так что это заманчивая возможность придержать деньги, не рисковать чрезмерно", – сказала Хертманн. Иными словами, инвесторы предпочитают предприятия реальной экономики, а не некие воздушные "замки", обильно сопровождающие реальный сектор экономики в виде различных фондов, продавцов, консультантов и прочих эффективных менеджеров.

Слова Хертманн подтвердили приверженность сферы стартапов этой части достаточно спекулятивного рынка: она "с оптимизмом настроена в отношении Эстонии: здесь много местного капитала, местных фондов и бизнес-ангелов". Хертманн констатировала, что "привлечь первоначальные инвестиции для компании на ранней стадии развития, с командой и хорошим продуктом несложно, но в трудной ситуации оказались те, кто уже находится в третьем или четвертом раунде инвестирования, но пока не может предложить соответствующие результаты и оборот, чтобы быть привлекательными для нового раунда".

Местные СМИ транслировали откровения еще одного основателя стартапа, на сей раз без имени и названия. Он "отметил, что в 2021 году инвесторы зачастую пытались перещеголять друг друга, и ситуация все больше выходила из-под контроля, поэтому сейчас люди напуганы, а насколько плохими были инвестиции, еще предстоит выяснить".

Этот предприниматель сказал: "Прошлый год был трудным, этот год еще труднее, наблюдается явное замедление инвестиций. Сделки заключаются, но выборочно. Как и во время бума на рынке недвижимости, когда любой строитель мог получить работу, но во время кризиса – только лучшие. Сейчас логика схожая".

По словам бизнесмена, "если инвесторы продолжат осторожничать, то достаточно много фирм не получат средства, необходимые им для выживания: "Это часть мира стартапов. Не все могут выжить, это заложено в модели. В хорошие времена доля выживших выше, и появляется иллюзорное ощущение, что никто не ошибается. Большинство стартапов по своей природе не должны выживать, но те, которые выживают, расширяются".

Отмечается, что в первом квартале 2023 года объем венчурного финансирования в Европе сократился по сравнению с прошлым годом на 70%. Тем не менее, по словам Хертманн, это еще не значит, что грядет волна банкротств, особенно в Эстонии – "ожидаются интересные слияния, стратегические инвестиции и поглощения фирм".

"В конце концов, все это одна большая таблица Excel, и вопрос в том, кто и где в ней находится. Есть фирмы, которые поддерживаются инвесторами, у которых продукт готов к выходу на рынок или уже есть оборот. А есть предприятия, продвинувшиеся со своей продукцией. Так и расставляются приоритеты", – пояснил Ааслайд.

По данным организации Startup Estonia, занимающейся поддержкой стартапов, в первом квартале 2023 года эстонские стартапы привлекли 62 млн евро инвестиций, заключили 14 сделок, средняя стоимость которых составила 5 млн евро. По сравнению с прошлым периодом падение было резким: в первом квартале 2022 года было привлечено 906,6 млн евро. Подчеркивается, что статистика прошлого отражает "гигантские инвестиции в размере 628 млн евро, привлеченные предприятием Bolt".

Представитель Startup Estonia Эве Пеэтерсон сказала, что экономическая нестабильность, изменения в сфере безопасности и общая неопределенность в Европе и мире неизбежно влияют на все отрасли, включая эстонский технологический сектор и стартапы: "Если говорить о цифрах, то действительно наблюдается сокращение инвестиций, и очевидно, что инвесторы и основатели стартапов сегодня сосредоточены на эффективности, а не на агрессивном росте при поддержке дополнительного капитала".

Пеэтерсон добавила, что инвестиционные сделки продолжают заключаться, и в случае с эстонскими стартапами инвесторы отмечают их высокую эффективность и опыт основателей в развитии компаний даже во время кризиса. По ее словам, "нынешняя ситуация может стать очень благоприятной средой для импакт-инвестирования, поскольку в мире по-прежнему много свободного капитала, и инвесторы ищут возможности для революционного прорыва".

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме