Украинские беженцы вынудили Эстонию задуматься о бедности

Пожилая женщина
© Sputnik / Константин Михальчевский

Министерство социальных дел Эстонии приступило к разработке новой методики расчета прожиточного минимума, чтобы поддержать людей в тяжелом материальном положении, которых стало намного больше из-за притока украинских беженцев.

Эстонские СМИ сообщили в пятницу, 6 октября, о том, что Министерство социальных дел Эстонии разрабатывает новую методику расчета прожиточного минимума с целью поддержки людей в тяжелом материальном положении, поскольку следующие один за другим кризисы и рост цен в сложной финансовой ситуации сказались и на государстве в целом, и на жизни многих эстоноземельцев.

Министр социальной защиты Эстонии Сигне Рийсало рассказала, что анализ прожиточного минимума был инициирован ее ведомством еще в 2019 году при поддержке Налогово-таможенного департамента и Центра политических исследований PRAXIS. Однако пандемия коронавируса остановила этот процесс. Министерство социальной защиты Эстонии тогда не обновило методику расчета минимального прожиточного минимума, а просто подняло сумму минимального прожиточного минимума со 150 до 200 евро.

Сигне Рийсало напомнила, что до этого сумма минимального прожиточного минимума росла на 10 евро в год, но с 2020 года до 2022 года оставалась на уровне 200 евро – "минимальный прожиточный минимум на первого члена домохозяйства составлял 200 евро в месяц, на каждого последующего взрослого члена домохозяйства – 160 евро и на каждого несовершеннолетнего – 240 евро".

С 2022 года стало возможным при расчете минимального прожиточного минимума добавить к этой сумме и выплату по жилищному кредиту и также интересы по жилищному кредиту. Однако, по словам Рийсало, сама методика не поменялась: "Сейчас мы занимаемся разработкой методики расчета минимального прожиточного минимума и пригласили различные организации и учреждения провести исследования и внести предложения, которые помогут нам в разработке новой методики. Мы хотим приступить к этой работе в начале следующего года и в начале 2025 года ее завершить".

А тем временем "в действительности показатель относительной бедности не отражает реального положения дел, касающихся уровня жизни". Рийсало пояснила, что показатель относительной бедности связан с размером заработных плат, а зарплаты в Эстонии значительно выросли за последнее время. В итоге получается, что в 2019 году в абсолютной бедности в Эстонии жили 2,3% жителей, а в 2021 году – 1,4% человек.

"Но в этот же период уровень депривации упал с 7,6% до 4,9% – это показатель того, что люди могут или не могут себе позволить, например, кредит на жилье, автомобиль, отпуск, могут ли они платить за дополнительное образование и культурные развлечения", – отметила Рийсало.

И подчеркнула, что в 2022 году уровень депривации людей вырос до 7%: "Таким образом, мы можем сказать, что положение людей ухудшилось. Прежде всего, это произошло из-за роста цен на энергоносители, но еще и потому, что мы приняли 35 000 украинских военных беженцев, которые получили временную защиту в Эстонии. Они очень сильно изменили нашу статистику".

Министр напомнила, что примерно 50% украинских беженцев получают пособие, чтобы их уровень доходов не был ниже прожиточного минимума: "У нас также есть статистика за 2016 год, тогда прожиточное пособие получал 2,1% домохозяйств Эстонии, а в 2021 году этот показатель равнялся 1,2%, так что происходило постоянное снижение числа получателей прожиточного пособия. В то же время в 2022 и 2023 годах число получателей прожиточных пособий выросло в два раза из-за украинских беженцев".

Министр Рийсало отметила, что прежде всего прожиточное пособие предназначено для людей, которые находятся в самой тяжелой ситуации, и в 2021 году таких получателей было 10 000 – "то есть действительно совсем небольшое число людей, которые попали в очень непростую ситуацию". Теперь же к таким людям "добавились украинские беженцы, которые получили временную защиту".

Министр подчеркнула, что "важно понимать, все и прочие методы социальной защиты предполагают помощь людям, чтобы они не провалились, скажем так, в пропасть".

Вывод напрашивается простой – госбюджет Эстонии, который и так годами не вылезает из дефицита, скоро получит дополнительную нагрузку. Причем, если бы коллективный Запад не развязал войну против России на территории Украины, Эстония не столкнулась бы с вынужденной необходимостью тратить свои ресурсы на граждан другой страны и имела бы возможность своих жителей поддержать более качественно.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме