На этой неделе эстонские СМИ опубликовали прелюбопытную информацию – антологию государственного бюджета Эстонии. При этом отмечается, что "после начала коронакризиса государственный бюджет Эстонии ежегодно сводился с большим дефицитом" и, "по данным Министерства финансов, в период с 2020 по 2024 год правительства премьер-министров Юри Ратаса и Каи Каллас составили бюджеты с совокупным дефицитом в размере 9,3 млрд евро".
Подчеркивается, что последний раз госбюджет Эстонии был принят с профицитом в 2007 году, когда правительство возглавлял Андрус Ансип. А потом начался нисходящий тренд – "с тех пор и Ансип, и сменивший его на посту премьер-министра и лидера Партии реформ Таави Рыйвас, и центрист Юри Ратас представляли в Рийгикогу бюджеты с номинальным дефицитом".
В связи с такой картиной стоит отметить, что в 2007 году произошло знаменательное событие, которое стало точкой отсчета судьбоносного раскола в обществе страны и реализации откровенно антироссийской политики государства. Речь идет о "бронзовых ночах", когда власти столкнулись с русскоязычным населением, вставшим на защиту Бронзового солдата.
Последствия тех дней для страны обозначились, помимо прочего, в экономике – Эстония на протяжении многих лет планомерно лишалась транзита, а следовательно, и многих сопутствующих этой сфере видов деятельности и бизнеса. Постепенно такое положение вещей отразилось и на налоговых поступлениях в бюджет. С той поры начала все больше поднимать голову агрессивная антироссийская политика прозападных государственных деятелей Эстонии, и страдала от этого, в первую очередь, экономика прибалтийской республики.
Но эстонские СМИ предпочли не указывать на явную границу между бюджетами с профицитом и бюджета с дефицитом, лежащую в 2007 году. Пресса Эстонии акцентирует внимание на пандемии, после которой дефицит бюджета страны заметно возрос – "бюджет 2020 года на момент его принятия был сведен с дефицитом в 298 млн евро".
Отмечается, что "с учетом этого бюджета суммарный дефицит, накопленный правительствами под руководством Ратаса, достиг 824 млн евро". А потом разразилась пандемия коронавируса, которая "вынудила принять дополнительный бюджет, в котором доходы были урезаны на 1,6 млрд евро из-за снижения экономической активности, а расходы увеличены на 118 млн евро".
В итоге "составленный правительством Ратаса бюджет 2021 года тоже имел дефицит в размере 1,9 млрд евро, финансировавшийся за счет кредитов".
Ну а после центриста Юри Ратаса пришла к власти в январе 2021 года реформистка Кая Каллас, и ее правительство дополнительным бюджетом добавило к дефициту еще 640 млн евро.
Таким образом, при правительстве Каи Каллас сохранился, как пишут эстонские СМИ со ссылкой на Минфин Эстонии, "сопоставимый дефицит".