В пятницу, 27 октября, эстонские СМИ сообщили о том, что в Эстонии началась любопытная дискуссия: в стране, оказывается, места для установки ветряных турбин больше, чем требуется для покрытия внутреннего потребления, и некоторые эксперты считают, что для реализации потенциала в сфере ветряной энергетики следует привлекать в Эстонию иностранные промышленные предприятия.
На что вице-канцлер Министерства климата Тимо Татар указал – если построить больше ветряных электростанций, чем необходимо Эстонии, это создаст лишние расходы для налогоплательщика. По словам Татара, государство опасается, что в будущем проекты возобновляемой энергетики начнут появляться на рыночной основе лишь в том случае, если Эстония сможет предложить достаточно крупных и стабильных потребителей электроэнергии, производимой этими реализованными проектами.
"В противном случае мы будем производить возобновляемую энергию для наших соседей. Это тоже является хозяйственной деятельностью, но если мы будем субсидировать это за счет эстонских потребителей, то польза от этого для эстонской экономики будет относительно небольшой и ограниченной", – пояснил Татар.
И добавил, что "такие расходы для налогоплательщиков могут возникнуть, например, хотя бы из-за планов государства ввести нижний ценовой лимит для ветряных электростанций, доплачивая им за продаваемую электроэнергию, когда рыночные цены слишком низкие, чтобы окупить расходы на строительство ветропарка".
Напрашивается вывод, что для реализации имеющегося в Эстонии потенциала в сфере ветряной электроэнергетики следует привлекать в страну иностранные промышленные предприятия. А вот с этим вопросом как раз и существует проблема. Когда маленькая Эстония, не обладающая собственным внушительным внутренним рынком, лишилась транзита и оказалась в результате в тупиковой части ЕС, она потеряла всякую привлекательность для серьезных промышленников.
Но без реального производства стране не выжить. Вот и ломают голову бизнесмены над вопросом, за счет чего можно стать для крупных производителей соблазнительной страной.
Эстонские СМИ транслировали рассуждения экспертов о том, что можно опереться на так называемый нижний ценовой лимит – около 50 евро/мегаватт-час, который гарантировал бы Эстонии достаточную доходность. Привели в пример ультиматум немецкой промышленности государству ФРГ: 50 евро/мегаватт-час – это та цена для промышленности, при которой производственники не будут выводить производство из Германии. Появилась мысль попробовать сыграть на этих данных, сведя потребности производителей и возможности Эстонии.
Подчеркивается, что лучший исход заключался бы в том, если бы строитель ветропарка смог найти компанию, которая построила бы рядом с ветропарком завод для потребления производимой электроэнергии на постоянной основе и по фиксированной цене. Но тут же встает вопрос о недостаточности одной ветряной электростанции.
Поскольку крупные промышленные предприятия заинтересованы в надежном снабжении, ветропаркам неизбежно потребуются крупные аккумуляторные станции, что означает дополнительные расходы. К этому всему добавляются такие условия, как местная бюрократия, состояние рынка труда, налоговая среда.
И все-таки, как указал Тимо Татар, "Эстония хочет ускорить необходимые процедуры и создать хорошие сетевые соединения, чтобы привлекать сюда предпринимателей".