Белорусская политэмиграция постоянно пытается удержать фокус внимания публики. Тактика используется незамысловатая.
Во-первых, постоянно комментируется происходящее в Белоруссии и союзной ей России. Естественно, все это с точки зрения, которая не идет в разрез с кураторами и догмами оппозиционного движения. К примеру, если событие как-то связано с военной спецоперацией, то нужно заклеймить строго одну сторону. Не Киев. При этом интерпретация тех или иных новостей всегда вольная. Сюжет должен быть не такой, как в жизни, а в версии, которая нравится "продюсеру".
Во-вторых, события для комментирования и других символических действий можно просто придумать. Берется небольшая доля реальных фактов, а остальные девяносто процентов – художественный вымысел. Но, опять же, вымысел должен быть с использованием определенных архетипов: "кровавый режим", "рука Кремля" и так далее.
Например, совсем недавно Светлана Тихановская и другие полиэтмигранты подняли несуществующую проблему "насильственной депортации" детей из бывших украинских территорий в Белоруссию.
В июне этого года после заявлений белорусской оппозиции "в изгнании" генпрокурор Литвы Нида Грунскене сообщила публике, что начато расследование некоего "возможного преступного переселения" детей в Белоруссию с территорий, которые литовская власть называет украинскими, но которые фактически входят в состав России.
Можно, конечно, долго спорить, насколько юридически обосновано и целесообразно расследовать литовской прокуратуре то, что происходит в других странах и не связано с гражданами Литвы. Очевидно, что расследование, скорее всего, будет во много ритуальным, ведь литовские органы не имеют технической возможности подтвердить версию о некоем насильственном вывозе детей. Отправка запросов по этому поводу в Белоруссию или Россию – не вариант. С одной стороны, коллеги по ЕС, дружественный Вильнюсу Киев и часть литовского политизированного населения воспримут это как сотрудничество с "преступными режимами", как их легитимизацию.
С другой стороны, белорусская прокуратура ожидаемо ответит, что никаких "депортаций" не было и приведет документальные доказательства этому. Автор данного текста лично побывал этим летом на Донбассе и во время многочисленных встреч с опекунами и родителями "украденных" детей убедился, что все поездки оформлялись официально, и на самом деле это был отдых в дружественной Белоруссии.
Дети ездили туда добровольно и вернулись домой с положительными эмоциями. Эта программа финансируется, в основном, из бюджета Союзного государства, и кстати еще не закончена. Инициатором такого отдыха был белорусский паралимпиец Алексей Талай, который лоббировал программу вместе со своими единомышленниками. Интересно, а сколько программ оздоровления и отдыха детей хотя бы для своей эмигрантской "паствы" пролоббировала Светлана Тихановская?
В Литве никто не скрывает, что начало упомянутого расследования добился министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис с подачи как раз-таки Тихановской. Сомнительно, что она – истинный инициатор, с которого все началось, потому что такие заявления делал и Павел Латушко. Явно, что "движ", согласован, с кем надо.
Тем более, эту тему активно информационно отработали политэмигрантские СМИ, финансируемые западными правительствами. Не говоря уже об оппозиционных публичных политических экспертах. Причем некоторые комментаторы, отрабатывая темник, заняли хитрую позицию.
Понимая, что никаких веских доказательств "депортации" детей в Белоруссию никто не предоставил и не предоставит, они активно использовали риторику в стиле "это теоретически возможно". А когда на Донбасс повезли прессу и главу Белорусского красного креста Дмитрия Шевцова, чтобы показать – дети на месте, никто насильственно никого не увозил, полиэмигрантские СМИ увидели только то, что захотели.
Интервью с родителями, опекунами и детьми их не заинтересовали. Было заострено внимание на одной видеозаписей, где Шевцов выступает с буквой "Z" на рукаве. Логика такова: раз надел "зетку", то заодно с похитителями детей. Никого не смутило, что похитителей как таковых в природе нет, а "зетки" в прифронтовых зонах приезжие нередко носят из соображений банальной личной безопасности. В таких районах важно обозначить себя дружественной символикой, чтобы избежать лишних проблем…
Итак, что мы имеем в итоге? Детей никто не похищал, доказательств обратного нет и не будет. Тему эту эмигрантские политики и их кураторы пока что отложили в долгий ящик. И вот, когда уже медийный шум утих, в Литве происходит любопытное событие. Силовики ловят у границы с Белоруссией семью, которая похитила собственных детей и, скорее всего, хотела вывезти их на белорусскую территорию.
Да, да люди похитили собственных детей из детдома. И это не алкоголики, не асоциальные типы. Это представители маргинального политического движения, которое не признает современное литовское государство. Их пытаются приравнять к американским политическим сектантам-расистам.
Хотя, на самом деле, эти люди и их странное поведение – результат стратегических ошибок нескольких поколений литовских политиков. Было сделано многое для развала СССР, выхода из него Литвы, но реальной независимости страна так и не получила.
Власть не может переубедить политических маргиналов, которые по сути никакой угрозы для нее не представляют. Она может только наказать их за то, что сама же не в состоянии обеспечить свой финансовый суверенитет, не в состоянии обеспечить свою безопасность без посторонней помощи. В такой ситуации вообще непонятен смысл сохранения внешней бутафории суверенного государства. Если бы зависимость от крупных игроков была незначительной – другое дело.
Но она тотальная, и на этой почве и прорастают идеи отрицания подобной декоративной государственности. Вместо того, чтобы решать эту проблему, литовская власть не нашла ничего лучше, как забрать детей у неудобных граждан. Мало того, нельзя еще и позволить этих детей вывезти. Ведь граждан у Литвы и так немного, и они периодически уезжают в поисках лучшей жизни в сторону Запада, а тут еще и Белоруссия ввела безвиз...
И наконец, литовской власти неплохо бы вспомнить, что у нее самой не так давно были проблемы с насильственным изъятием детей из семей по надуманным поводам. В 2018 году количество изъятых детей исчислялось сотнями. Госслужба, которая призвана защищать права несовершеннолетних, делала им только хуже, пока под давлением общества не были приняты поправки, осложнившие изъятие детей.
Интересно, не хочет ли Генпрокуратура Литвы тщательно проанализировать случаи, когда сыновей и дочерей забирали у мам и пап по надуманным поводам? Ведь это литовские дети, а не зарубежные.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.