Двузначное количество санкционных пакетов Евросоюза лишили прибалтов безграничного российского рынка, рынков Белоруссии и частично Китайской Народной Республики. Можно говорить, что экономики "трибалтики" летят в тартарары.
С марта 2022 года экономический потенциал Эстонии ужался на 32%. Из-за отсутствия российских грузов суммарный грузооборот портов снизился на 27,5% – до 2,085 млн тонн грузов. Промышленные предприятия в апреле 2023 года произвели продукции в постоянных ценах на 15,1% меньше, чем в этом же месяце 2022 года.
По данным департамента статистики при Минфине ЭР производство сократилось в энергетике на 31,5%, обрабатывающей – на 13,1%, в горнодобывающей промышленности выросло на 36,3%. Среди наиболее весомых отраслей сокращение произошло в обработке древесины – на 20,3%.
Объемы промышленного производства в Латвии снизились на 2,2% ВВП. В январе и феврале этого года спад в годовом исчислении составил около 7%, а в марте ускорился до 12%. Страну накрыла волна банкротств, до 75% пришлось на предприятия, связанные с деревообработкой.
Разорение бизнеса стало в Литве символом года. Предприятия закрываются по всей стране. Даже распиаренное производство лазеров приходится сворачивать или уводить в страны третьего мира, где конкурентов особо на жалуют.
Несмотря на очевидные беды, президент Гитанас Науседа еще 22 июня предложил партнерам по Евросоюзу готовить 12-й пакет антироссийских санкций. С точки зрения Вильнюса, дело необходимое и неотложное. Однако энтузиазма в Европе, за исключением Риги и Таллина, оно не породило. Наверное, наелся ЕС восточноевропейских глупостей вдоволь.
Дровишки были из России
Впрочем, речь не о состоянии дел в прибалтийской экономике вообще (это огромная тема), а только в двух ее отраслях – в деревообработке и в мебельной промышленности. Обе дышат на ладан.
Вот новости минувшей недели: в литовском Алитусе банкротом объявила себя компания S-Form, занимавшаяся изготовлением мягкой мебели. Региональная служба занятости сообщила, что уволен весь персонал – 161 человек. Причина краха кроется в неподъемных ценах на энергоносители и резко дорожающие исходные материалы.
Древесину в Алитус десятилетиями везли из Карелии и Костромской губернии, плиты ДСП и ДВП – из белорусского Могилева, металлическую и пластиковую фурнитуру "а-ля Италия" – из Китая. Себестоимость готового продукта была в два раза ниже среднеевропейской, что гарантировало высокие заработные платы и прибыли.
С 2022 года все пришлось покупать у европейских производителей втридорога. Работать себе в убыток в ожидании обещанных правительством Ингриды Шимоните лучших времен алитусские бизнесмены не согласились.
Под Ригой закрылось производство уличной мебели – неподъемными оказались накладные расходы. Сокращение портфеля заказов латыши почувствовали еще в 2022 году. В 2023-м покупали окончательно отказались от деревянных скамеек, которые можно встретить практически в каждом европейском городе. Возможно, решили обойтись имеющимися или вовсе без них.
Скандинавы перестали покупать у эстонцев добротную мебель из дуба, ясеня и кедра. Производство остановлено по всей республике, склады забиты готовой продукцией, которой разве что печки остается топить. В Эстонии перестали изготавливать сборные щитовые (так называемые финские) домики и дома из клееного бруса и цельного кругляка. Они много лет были золотой жилой для деревообработчиков и составляли почти 80% экспорта обработанной древесины.
С одной стороны, ее себестоимость резко подскочила. С другой, из-за участия в санкционной антироссийской игре норвежцы и финны обеднели, въездной туризм (преимущественно был российским) сначала скукожился, затем остановился по инициативе Осло и Хельсинки. Имеющиеся отели, мотели, усадьбы, СПА, сауны и бани не востребованы. Куда в таких условиях расширяться? Решение скандинавов аукнулось эстоноземельцам так больно, что не знают, как выживать.
Впрочем, не только у них тяжелые времена. Латышам с литовцами нынче тоже приходится, извините, сосать лапу. Сами виноваты: за что боролись (за антироссийские санкции), на то и напоролись (на ответные рестрикции). Дровишки ведь практически даром брали у России много лет и верили, что "русские лохи сохранят халяву навечно".
Тем более, что Брюссель по своей инициативе, из своих соображений отказался от введения санкций в отношении российского экспорта леса.
Халява, сэр, закончилась
Россияне оказались совсем не лохами. Раз – и повысили размеры экспортной пошлины на древесину с 15% до 80%. По словам еврокомиссара от Литвы Виргиниюса Синкявичюса, Европейская комиссия сразу указала Москве на правила Всемирной торговой организации, по которым пошлина не должна превышать 15%, если Российская Федерация все еще числит себя членом сообщества.
Вместе со всеми заинтересованными столицами свой голос возвысили Рига, Таллин и Вильнюс в надежде "запрессовать" Россию. Привыкли прибалты любые правила трактовать в свою пользу. Но и Москва не лыком шита. Послала конкретную "ответку" – правила ВТО воспринимаются как рекомендательные.
То есть в случае пошлины на лес принято то решение, которое считается нужным для государственных интересов.
Умывайтесь, сэры. Россияне не нанимались снабжать в ваших странах отрасли, занимающие стратегически важное место в западной промышленности. Пилите лес где-нибудь в Альпах или Татрах.
Значительное количество станков на ваших предприятиях конструировалось именно для обработки древесины из РФ? Технологические линии сложно приспособить под бревна из других стран? Это ваша головная боль. Нужно было думать о диверсификации, как вы любите поучать других.
У российских компаний трудностей из-за потери Европы не возникло. Увеличили объемы поставок в Объединенные Арабские Эмираты, в Ирак, в другие страны Африки и Центральной Азии. Желающих море, спрос огромен.
Каково кликнешь, таково и откликнется
Что ж свой лес в Прибалтике не рубят? Нет его, выпилен подчистую. Если сегодня посадить, вырастет через 100 лет.
Из-за недостатка негодных в обработку деревьев, сучьев, веток, щепы возникли проблемы с биотопливом, на которое производители тепла делали ставку, когда отказывались от российских энергоносителей. Так называемую белую щепу, самое ценное биотопливо, сотнями тонн до 2022 года прибалты ввозили из Белоруссии, но санкции ЕС поставили крест на этом выгодном импорте.
Оказывается, большинство котельных были оборудованы именно под импорт от сябров. Местных отходов обработки древесины и мебельной промышленности требуется почти в два раза больше для генерации такого же количества тепла. "Опять убытки", – плачутся бизнесмены.
Бытовые потребители тоже в шоке. Цены на березовые дрова растут как на дрожжах, приходится для отопления индивидуальных домов покупать сосновые или еловые, теплоотдача которых ниже.
Но российских экспортеров древесины обыватели не ругают. Вся народная критика нацелена на правительства Литвы, Латвии и Эстонии. Члены прибалтийских кабинетов не понимают, как выкручиваться, и проклинают Москву, ловким ответным ходом с пошлинами пробившую громадные бреши в слабых экономиках.
Зачем ругаться, если сами виноваты?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.