Евросоюз взялся защищать чужие деревья от собственных просчетов

Лес

Рауль Тамм

Брюссель намерен заставить развивающиеся страны заплатить за собственные просчеты с оценкой значения биотоплива и последствий его производства для экологии.

Европейские парламентарии почти единогласно проголосовали за запрет на ввоз в страны Евросоюза товаров третьих стран, производство которых привело к вырубке или деградации лесов. Импорт длинного перечня продукции станет невозможен, если приобретающая ее компания не представит свидетельства того, что при выпуске этих изделий не было срублено ни одно лишнее дерево. Природоохранные организации очень довольны. Предприниматели их радость не разделяют, а экспортеры третьих стран в ярости.

В перечень товаров, производство которых становятся причиной незаконной или неоправданной вырубки лесов, попали скот, кофе, какао, пальмовое масло, соя, древесина, резина, древесный уголь и типографская бумага, а также все, что изготавливается на основе этих материалов, включая кожу, мебель и шоколад.

Список еще может быть изменен в процессе его окончательного утверждения, но, как сообщает пресс-служба Европарламента, депутаты уже существенно расширили его, добавив к первоначально подготовленному перечню несколько групп продукции. И практически все они производятся и экспортируются в Евросоюз развивающимися странами, для которых новые природоохранные правила европейцев будут означать сокращение доходов. А для самих жителей Европы дополнительные затраты компаний-импортеров на проверки, оценки и подтверждающие документы обернутся, естественно, увеличением цен на многие товары.

А без дополнительных расходов компаниям-импортерам перечисленных видов товаров никак не обойтись. Вряд ли сами производители, снабжающие их продукцией, попадающей под особый контроль, быстро сориентируются в новых правилах Евросоюза. И вряд ли смогут организовать все требуемые Брюсселем и мало понятные третьим странам обоснования, доказательства и сертификаты "должной осмотрительности", подтверждающие ненасение ущерба лесам. А значит все это должны будут взять на себя сами европейцы, подключив специализированные фирмы, и импорт подорожает.

Еврокомиссия станет классифицировать поставщиков или их отдельные регионы как страны с низким, стандартным или высоким риском вырубки лесов на основе "объективной и прозрачной оценки". Правила, которой будет устанавливать, естественно, сам Брюссель. И, надо думать, не только на основе природоохранных оценок, но и на основе, например, состояния взаимоотношений с тем или иным правительством.

Товары из стран с низким уровнем риска будут проходить упрощенную процедуру комплексной проверки, а "подозрительные" территории некие "компетентные ведомства" Брюсселя станут подвергать проверкам чаще и тщательнее, используя, в частности, геолокацию, спутники и анализ ДНК для выяснения, откуда точно поступает продукция и не уменьшилась ли там площадь лесов.

Трудно сказать, как все это соотносится с принципом невмешательства во внутренние дела суверенных государств, но Брюссель твердо намерен позаботиться о сохранности чужих деревьев. Ну а нарушителей будут штрафовать – компании, не позаботившиеся о перевоспитании своих поставщиков в развивающихся странах в духе любви к природе или сами эти поставщики, могут поплатиться минимум 4% их общего годового оборота на территории Евросоюза.

Брюссель таким образом заставляет частный бизнес проникнуться идеями защиты лесов. А заодно получает дополнительный рычаг влияния и на бизнес, и на третьи страны.

Евросоюз подсадил "на иглу" биотоплива развивающиеся страны

Официальное обоснование введения новых "зеленых правил" вполне убедительно с точки зрения любви к природе и находит поддержку не только у природоохранных организаций, но и у большинства населения Евросоюза – европейцы озабочены сохранением лесов и их способностью вырабатывать кислород, связывая углекислый газ.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на которые ссылаются депутаты Европарламента, за последние десять лет общая площадь вырубки лесов с целью использования земли для сельскохозяйственных нужд составила 420 млн гектаров. В Евросоюзе об этом много говорят с негодованием и осуждением, а о принимаемых мерах защиты лесов – с чувством гордости за достойное исполнение возложенной на себя обязанности глобального защитника природы и климата.

О чем в европейских столицах говорят заметно меньше, так это о том, что столь масштабные вырубки лесов во многом стали результатом просчетов самого Евросоюза. Более половины "освобожденных" от деревьев земель (около 66%) пошло под посадки масличных пальм и сои – страны Юго-Восточной Азии и, в первую очередь, Индонезия, а также государства Латинской Америки в последние годы в больших масштабах вырубали леса под посадки сырья для производства биотоплива.

Масличные пальмы и соя наиболее эффективно и выгодно используются для выпуска "зеленого горючего", идею производства которого с целью замены им "грязных" дизеля и бензина усиленно продвигал Брюссель. В настоящее время биотопливо в больших масштабах использует и сама Индонезия, но начинался этот бум именно с подачи Евросоюза.

Впоследствии выяснилось, что эта спорная инициатива основывалась на неверных расчетах и ошибочных предположениях. Использование биотоплива, похоже, приносит больше вреда, чем пользы, в том числе и по той причине, что его масштабное производство требует расширения площадей пальмовых плантаций и посадок сои. То есть сопряжено с вырубкой лесов.

Что и произошло в развивающихся странах, поощряемых к тому Евросоюзом выгодными сделками и вроде бы надежными гарантиями долгосрочных контрактов на поставки биотоплива и сырья для его производства. Когда Брюссель начал сворачивать закупки и обуславливать их природоохранными требованиями, впавшие в зависимость от торговли биотопливом с европейцами развивающиеся страны Азии и Америки почувствовали себя обманутыми с полным на то основанием. Власти Индонезии, в частности, были в состоянии ярости, грозя Брюсселю судебными разбирательствами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме