Технологически развитая Европа, которая всех учит соблюдать экологические нормы и развивать различные отрасли так, чтобы не было ущерба окружающие среде, все активнее сжигает собственные леса. Причина очевидна – энергетический кризис.
Казалось бы, разве могут быть важными какие-то дрова в XXI веке в одном из самых развитых в экономическом плане регионов планеты? Учитывая динамику роста спроса на этот товар в ЕС, жители Старого света считают, что могут, причем еще как.
Еще весной странам Европейского союза обещали очень сложную и холодную зиму. Такие прогнозы делали вовсе не метеорологи, а энергетики, СМИ, экспертные сообщества. Стоимость природного газа, а иногда и его физическая нехватка приводят к тому, что тепло и свет в домах европейцев становятся роскошью. В некоторых странах ЕС уже действуют и веерные отключения – по крайней мере, на муниципальных объектах (освещение улиц, подсветка городских зданий, магазинов и прочее).
Однако многие европейские жители не отчаиваются и не торопятся экономить газ так, как им рекомендовали в немецком правительстве. Граждане ЕС не стали меньше мыться или делать зарядку, чтобы согреться в холодных домах. Вместо этого они обращают внимание на альтернативные источники тепла. И это вовсе не энергия, полученная от солнечных панелей и ветрогенераторов. Европейцы банально сжигают дрова, уничтожая леса, которые так пытались сохранить "зеленой повесткой". Вот такая интересная защита экологии.
С газом не сложилось – доставай дрова!
Правительство стран ЕС до сих пор не может придумать адекватных мер для снижения цен на газ. По состоянию на 21 ноября, стоимость газового фьючерса на крупнейшей европейской бирже TTF составляла $1243 за тыс. кубометров. При этом "потолок цен" власти ЕС так и не ввели. Точнее, вместо "статичного потолка" было решено применить "динамический коридор", а потом и от него отказались.
Европа покрывает дефицит газа за счет СПГ, который импортируется, в том числе, из США. Кстати, трейдеры, поставляющие сжиженный газ из Америки, в большинстве случаев никакими долгосрочными контрактами (как "Газпром" с европейскими потребителями) не связаны. Сегодня они продают СПГ в Европу, а завтра, если цена станет в другом месте выгоднее, продадут его в Азию.
Так уж вышло, что трейдеры не подчиняются приказам Вашингтона и даже Еврокомиссии. Это значит, что ЕС либо будет все время покупать дорогой СПГ, либо искать другие источники генерации. К тому же, не стоит забывать о том, что сжиженный природный газ изначально дороже трубопроводного, поэтому даже установка потенциального динамичного потолка цен мало что даст.
Напомним, в середине 2022 года Германия покупала российский газ по $577 за 1 тыс. кубометров, а вот СПГ поставлялся по ценам, которые ориентировались на биржу, – по $1700 за тысячу кубометров при биржевых показателях в $2000. То есть даже при всех усилиях европейских властей, газ все равно был и будет дороже.
Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что население ЕС переходит на дрова. Спрос на такой товар стал расти еще с начала года, однако он был неравномерным. Впрочем, с наступлением осени тенденция стала просматриваться в большем количестве стран.
Например, в Польше еще в конце августа закупки дров начали активно увеличиваться. Спрос на мелкое древесное топливо еще до начала осени вырос на 46% по сравнению с предыдущим годом, а на крупные дрова – на 42%. Пресс-секретарь службы государственных лесов Польши Михаль Гзовский также заявил, что растет число краж древесины.
В целом хроника древесного ажиотажа в Европе вызывает смешанные чувства, которые балансируют на грани шутки и отчаяния:
- С началом осени Главное управление государственных лесов Польши разрешило собирать хворост в лесах, но только после обучения и за соответствующую плату.
- В Чехии уже в октябре цена дров увеличилась за год в два раза. Все чаще происходят случаи незаконной вырубки лесов. Власти даже устанавливают фотоловушки и GPS-чипы в бревна, чтобы отследить маршрут правонарушителя. С начала 2022-го по сентябрь украдено 2300 кубометров древесины, причем это только в отчете госпредприятия "Леса Чешской Республики".
- В Венгрии Минсельхоз для решения энергокризиса предложил закупать дрова, заготовленные в государственных лесхозах по единой максимальной цене (твердолиственные – $75 за кубометр), в количестве не более 10 кубометров леса на домохозяйство (для сравнения: в Москве – $40).
- В Австрии появились мошенники, которые якобы продают дрова через интернет.
- В Дании за последний год спрос на древесину вырос на 1300%,
- В Британии цена на такой вид топлива выросла в среднем на 15-20% по сравнению с прошлым годом.
- По данным Destatis в ФРГ растут цены даже на дрова и древесные гранулы – на 87% за год.
Экологию соблюдай, деревья жги!
Все это началось задолго до наступления холодов. Теперь же европейцы не только гоняются за дровами, но и активно сжигают их. И самое интересное, что принципы энергетической политики ЕС не противоречат такому положению дел. Директива о возобновляемых источниках энергии классифицирует некоторые изделия из древесины как возобновляемое топливо и даже позволяет направлять субсидии на их использование.
Конечно, многие в Евросоюзе уже заметили несоответствие заявлением о защите экологии и использовании дров для массового отопления домов. В сентябре Европарламент проголосовал за отмену субсидий на необработанную древесину, получаемую из лесов. Казалось бы, проблемы вырубки заметили и пытаются пресечь. Европа снова "чистая" и "экологичная". Но есть целый ряд исключений, который все же позволяет вырубать деревья. Например, из-за болезней, стихийных бедствий, в рамках предотвращения пожаров.
Стоит отметить, схема с пожарами давно отработана контрабандистами по всему миру. Чтобы скрыть активную вырубку, участок леса просто поджигают, после чего все списывают именно на стихию. Но даже если не уходить в криминальные схемы, лазеек в европейском законе достаточно. При желании можно продолжать массово рубить дрова вполне официально. Просто теперь на это потребуется немного больше разрешений, а еще на такую деятельность будут выделять меньше субсидий.
Но проблема в том, что даже так отапливать дома дровами для европейцев все равно окажется выгоднее, чем газом. И вряд ли власти стран ЕС сейчас будут предпринимать какие-то решительные меры для защиты экологии, учитывая, что им, в первую очередь, нужно защищать своих граждан от холода.
"Вся история с углеродной повесткой ушла на второй план под давлением энергокризиса. Никто уже не вспоминает об инициативах, которые были частью мейнстримной повестки – углеродный налог, остановка атомной и угольной генерации. Разве что на площадке G20 об этом поговорили, но без особого результата", – отметил в беседе с Baltnews политолог Александр Асафов.
"Мы видим, что реальность диктует свои условия. Безусловно, тема зеленой повестки будет держаться и ее будут подпитывать. Но сейчас у правительства ЕС стоят совершенно другие задачи, поэтому они сделают вид, что это пока не очень актуально и будут закрывать глаза", – добавил он.
Польское издание Interia отмечает, что вырубка леса хоть и выглядит неэтично, на это мало кто обращает внимание. Дело в том, что на бумагах все как раз замечательно. Еще в 2005 году только 10% энергии ЕС поступало из возобновляемых источников, а вот в 2021 году этот показатель составил уже 22%.
Вот только почти 60% всей возобновляемой энергии в ЕС получают из биотоплива (в том числе древесины европейских лесов). Например, в Швеции почти все муниципальное отопление обеспечивается системами, которые сжигают дрова. Но в документах у скандинавской страны все замечательно – доля ВИЭ растет.
Чтобы изменения в директиву о возобновляемых источниках энергии вступило в силу, это предложение должны рассмотреть государства-члены ЕС и согласиться постепенно сокращать количество сжигаемой древесины.
Вот только в таких странах, как Латвия, Финляндия и Швеция, на древесное топливо приходится более одной пятой потребления возобновляемой энергии. Отказ от сжигания дров серьезно затруднит достижение так называемых климатических целей. Пусть даже эти цели и идут рука об руку с уничтожением лесов. Да и другие государства ЕС вряд ли захотят отказываться от такого источника тепла в самый разгар энергокризиса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.