В понедельник, 14 ноября, эстонские СМИ сообщили о том, что в Эстонии возникла насущная потребность заполучить газовую электростанцию. Связано это с тем, что производство электроэнергии в основном из возобновляемых источников энергии означает, что управляемые мощности должны реагировать быстрее.
Отмечается, что к 2030 году Эстония надеется производить электроэнергию в основном из возобновляемых источников. Однако в Эстонии погода не благоприятна для такого производства, поскольку в течение года солнечных дней не так уж и много, да и с ветром возникают проблемы. Следовательно, необходим запасной вариант – внешние подключения, к которым добавляются более управляемое потребление и сохранение энергии, а также имеющиеся электростанции. А именно управляемые мощности, которые можно запустить за считаные минуты, могут оказаться в дефиците.
В связи с этим член правления Eesti Energia Райне Пайо сообщил, что следует рассмотреть вопрос о строительстве газовой электростанции: "Станция мощностью 100 МВт обошлась бы в не менее 150 млн евро. Это все же крупные инвестиции. Это вопрос оптимизации, сколько часов работы получит станция, чтобы окупить такие инвестиции".
У энергетической компании Elering в населенном пункте Кийза есть две газовые электростанции, которые в экстренной ситуации обеспечивают мощность в 250 МВт. Их опыт свидетельствует, что газовые электростанции хорошо подходят для задачи подстраховки возобновляемых источников энергии, потому что в отличие от сланцевых электростанций на их запуск не требуется много времени.
"Чтобы создать вращение турбины на сланцевой электростанции, необходим горячий пар. Это безумный объем металла, и все эти тепловые расширения требуют времени. На старом оборудовании котел обычно нагревается 12–14 часов, на новом – 6–8", – пояснил член правления Elering Калле Кильк. Кроме того, газовые электростанции могут работать непрерывно в течение долгого времени.
Кильк добавил, что у Elering работают газовые электростанции с поршневыми двигателями – такие же, которые используются в некоторых странах в качестве базовых. "В некоторых странах Африки и даже в Калифорнии есть электростанции, которые по первоначальному замыслу должны были работать несколько сотен часов в год, может быть, тысячу. На самом деле, получается, что они работают большую часть года. Без проблем", – аргументировал Кильк.
Но, поскольку газ в качестве топлива существенно дороже сланца, в Эстонии газовые станции работают лишь в экстренных ситуациях. При этом газовые станции производят меньше выбросов. Поэтому если нынешний дефицит газа решится благодаря СПГ и стоимость квот на углекислый газ вырастет, то через пару лет цена на газ может оказаться не такой высокой.
Эти доводы легли в основу идеи, высказанной членом правления Eesti Energia Райне Пайо. По его словам, у Eesti Energia сейчас нет четких планов строительства газовой электростанции, однако строительство станции, сопоставимой по мощности с электростанцией в Кийза, было бы разумным шагом. Решать лучше сегодня, поскольку на реализацию идеи также потребуется время: "Мы должны подготовить планировки, оценки воздействия на окружающую среду, тендеры, строительство. Строительство такой станции за 6–7 лет было бы хорошим результатом. Но, по всей видимости, это займет 7–8 лет".
Напомним, антироссийская политика дорого обходится Эстонии. В начале ноября появились данные, что в Эстонии стоимость газа выросла на 154% в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост цены на газ в Эстонии стал самым большим в Евросоюзе. В среднем по ЕС цены на газ выросли на 34%.
При этом установить обещанный потолок цен на газ в Евросоюзе так и не смогли – слишком велик риск потерять все возможности.