Дело Никулина. Страны Балтии могли устроить провокацию на границе Литвы и Белоруссии

Константин Никулин перед началом процесса над ним в областном суде Вильнюса, 22 октября 2009 года
© AFP 2024 / PETRAS MALUKAS

Участие Константина Никулина в деле 32-летней давности ничем не доказано. Ожидать, что страны Балтии потребуют объективного расследования событий, которые произошли на пограничном посту Мядининкай, не стоит, считает экс-депутат Верховного Совета СССР Виктор Алкснис.

Экс-депутат Верховного Совета СССР Виктор Алкснис рассказал Baltnews, как произошло убийство литовских таможенников на пограничном посту Мядининкай к юго-востоку от Вильнюса 31 июля 1991 года. Он располагался на границе Литовской и Белорусской ССР. В преступлении, напомним, обвинили Константина Никулина, которого приговорили к пожизненному заключению в литовской тюрьме. 

"Тогда, в 1991 году, на границе Литвы появились таможенные посты, которые были указом президента СССР признаны незаконными. В то же время, после выхода указа президента, их начали ликвидировать. Вообще посты были условными: стоял вагончик на границе, в нем сидели несколько человек. В основном это были просто местные жители, которым выдали какие-то документы, что они "таможенники", а они пытались останавливать машины", – поделился он. 

По словам Алксниса, в ходе кампании по уничтожению этих самых вагончиков никто не пострадал. Все обходилось без жертв. Людей из вагончиков выгоняли, вагончики сжигались.

"А потом произошла ситуация на посту Мядининкай на границе с Литовской СССР. На этот раз был не только сожжен фургончик, но и расстреляны таможенники. Кто за этим стоит? Официально неизвестно. Литовская сторона утверждает, что виноват Рижский ОМОН. Рижские омоновцы утверждают, что никакого к этому отношения не имеют. Рижский ОМОН отвечал за правопорядок только в Латвии, но Литва продолжала настаивать на своем, возбудила уголовные дела…" – отметил экс-депутат Верховного Совета СССР. 

После ГКЧП и вывода Рижского ОМОНа из Латвии его перебазировали в Тюмень, обвиненные Литвой омоновцы перебрались туда вместе с семьями. Однако со временем некоторые из них начали возвращаться в Латвию, пока это было можно сделать без виз. Там у них, конечно, остались родственники, они были родом оттуда, рассказал Виктор Алкснис.

Хотя их предупреждали, что им нельзя туда ехать. Существовало уголовное дело, по которому проходил практически весь Рижский ОМОН. К сожалению, несколько человек уехали, продолжил он. 

"Один из них – Константин Никулин – вернулся и жил в Латвии. Никто его не трогал. Но потом Литва обратилась с просьбой его выдачи. И Латвия Никулина выдала. Он получил пожизненный срок, хотя его участие в той "акции" ничем не доказано. Но он все равно получил пожизненный срок и, очевидно, будет сидеть до конца", – подчеркнул он. 

Он сам виноват. Его предупреждали – не надо ехать в Латвию. А он не послушал, поехал и нарвался. Тогда было такое время, что творились "чудеса". Власти прибалтийских республик были заинтересованы в провокациях, и они вполне могли эту провокацию устроить, рассказал Виктор Алкснис. 

Как сегодня Украина находится под защитой всех практически международных организаций, которые считают, что она всегда права, так и страны Балтии 30 с лишним лет находятся "вне закона". Все, что они делают, с точки зрения Запада, легально. И рассчитывать на то, что кто-то от них будет требовать объективного расследования, наивно", – резюмировал экс-депутат Верховного Совета СССР.

Напомним, в 2011 году в Вильнюсе приговорили к пожизненному заключению за "убийство двух и более человек" бывшего бойца Рижского ОМОНа, гражданина РФ Константина Никулина. 

История берет свое начало с 31 июля 1991 года. Тогда на таможенном пункте "Мядининкай" были расстреляны восемь литовских таможенников и полицейских. Семеро погибли, один – Томас Шярнас – выжил. Лидеры Литвы, не утруждая себя доказательствами, сразу возложили вину на советское руководство, а исполнителем "назначили" Рижский ОМОН. 

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме