Депутат Европейского парламента, бывший премьер (2012–2016) Андрюс Кубилюс считает, что Литва процветает, ее правительство устойчиво и работает идеально. Политолог Кястутис Гирнюс оценивает исполнительную власть отрицательно: "слабые члены кабинета – слабое управление государством".
Первый министр иностранных дел (1992-1996) независимой Литвы Повилас Гилис в беседе с автором этой статьи признался – в 2000-2010 годах "страна повернула не туда, куда шла":
"Страна оказалась похожей на распущенную женщину, которая бросает одного мужчину ради секса с другим. Так и Литва окончательно ушла от СССР/России ради секса с Соединенными Штатами за деньги. Но алчные любовницы быстро приедаются. Вашингтон оставил барракуду без содержания".
По словам профессора экономики, официальный Вильнюс по собственной глупости свалился в экономическую яму, из которой ему уже не выбраться. В качестве примера Гилис привел совершенно неизвестный в Литве документ.
Оказывается, Еврокомиссия опубликовала рекомендации, в которых подчеркивалось, что балтийская республика сталкивается с фундаментальными проблемами в трех областях: энергетике, здравоохранении и рабочей силе.
Комиссар ЕК Виргиниюс Синкявичюс, комментируя сказанное, отмечал: в Литве почти в три раза больше людей сталкиваются с энергетической бедностью, чем в среднем в ЕС. Разница между 20% самых высокооплачиваемых и 20% самых низкооплачиваемых работников превышает шесть раз. Республиканское здравоохранение плетется в хвосте европейских рейтингов, порождая неоправданно высокую смертность. Литва вымирает.
Что касается рабочей силы, более 10 лет государство не в силах вести хозяйственную деятельность без притока трудовых мигрантов. Фактически она стала зависимой от внешнего рынка рабочей силы.
Электроэнергетика является одной из наиболее уязвимых сфер в экономике. Страна считается самой энергодефицитной среди трех балтийских республик. На фоне антироссийских санкций, перебоев в цепочках поставок и решений власти разорвать любые отношения с Россией, цитируем, "экономика столкнулась с необратимыми сложностями".
Розовые перспективы
Экс-премьер Андрюс Кубилюс "необратимых сложностей" не видит. 9 сентября на съезде консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы" "Кубик" лучился оптимизмом:
"В 2024 году Киев одержит победу над Москвой, правительство Ингриды Шимоните по итогам парламентских выборов получит мандат доверия до 2028 года и поведет Литву к новым достижениям. Страна получит свежего президента, который не станет играть роль второго правительства, а поддержит кабмин в его работе по модернизации государства и обеспечении гарантированного роста благосостояния литовского народа".
Оптимистичные прогнозы Кубилюса, по его признанию, строятся на сверхудачной работе кабинета министров и "опыте по освобождению Литвы от оккупационного гнета Советского Союза".
"Минувшая 30-летняя история – история успеха. Мы сумели обогнать несколько стран Европы, показав всему миру, на что способен наш трудолюбивый народ. Литву ценят как несомненного лидера и честного партнера, умеющего держать слово".
Ничего, увы, нового, привычная болтовня. Если говорить о странах, которые удалось обогнать за 30 лет, их всего две – Болгария с Румынией. Однако они всегда экономически стояли позади Литвы, хвалиться здесь нечем.
Отдельно хочется затронуть столь любимую консерваторами тему "освобождения от оков СССР". Совместная история была недолгой: с лета 1940 по лето 1941 и с 1944 по 1990 годы. Итого 47 лет. Этот срок практически сравним с жизнью республики вне Советского Союза с марта 1990 по сентябрь 2023 – 33,5 года.
Пора бы элите "консервов" прекращать манипулировать цифрами. Тем более, что к 1956 году страна прочно стояла на ногах, последствия разрушительной войны перестали ощущаться, началась индустриализация, экономика росла невиданными темпами, чего не скажешь о дне сегодняшнем.
Впрочем, по-другому, не в свою пользу, литовские консерваторы думать и говорить не умеют.
Трезвый голос едва слышен
Рядовым налогоплательщикам ближе позиция "слабые министры – слабое правительство", занимаемая политологом Кястутисом Гирнюсом. Он с тоской вспоминает сказанное в ноябре 2020 года ушедшим с должности премьером Саулюсом Сквернялисом:
"Ингрида Шимоните – очень, очень, очень смелая дама. С такой командой, как у нее, плыть по бушующему океану я отказался бы даже в качестве груза".
Сквернялис имел в виду, что 100% назначенных министров не имели понятия об общественном секторе, госслужбе, администрированию, управлению и даже смутно представляли задачи ведомств, во главе которых оказались иной раз без консультаций с главой правительства. Так сказать, строго по блату или в силу личных симпатий.
Как говорит Гирнюс, что плохо начинается, то плохо завершается. Действительно, Литва получила самый слабый кабинет из когда-либо стоявших у республиканского руля, о чем постоянно сожалеет президент Гитанас Науседа.
Изначально у него не было доверия к главам Минэнерго, Минюста, Минздрава, Минсельхоза, Минэкономики, МВД – более, чем к 1/3 правительства. Опасения главы государства подтвердились – "шестерка" завалила порученные дела, 36% правительства работало в убыток государству.
Нет смысла перечислять провалы всех министров, но мимо двух "творцов светлого завтра" точно пройти невозможно.
Главу МВД Агне Билотайте во сне терзают нелегальные мигранты и ползучая гибридная угроза со стороны Белоруссии. Консерваторша за три года не дала ни одного позитивного результата. Она оказалась способной лишь для строительства нового "железного занавеса".
Здесь важно подчеркнуть: не Россия сегодня отгораживается от Европы, а Европейский союз от РФ.
Неизвестно, что о Билотайте думают министры внутренних дел других европейских стран, но не удивит, если ставят в один ряд со странами нетерпимыми, вроде радикальной Польши, отгораживающейся от соседей на западе, севере, востоке и юге. Гордиться, то есть, Литве нечем.
Еще больший ужас представляет для страны министр юстиции Эвелина Добровольская. Мало того, что ее познания ограничиваются дипломом об окончании средней школы, так вся энергия малограмотной пани расходуется на войну кабмина против президентуры, международного права и Конституции Литовского государства.
Разрушение устоев называется на языке Добровольской "ценностями в стиле модерн". Фактически идет отказ от фундаментальных основ государственности. Несогласные с такой внутриминистерской политикой чиновники бегут, как тараканы во время дезинсекции. Работать в Минюсте некому, исключая людей случайных или родню министра.
Руководитель правительства Ингрида Шимоните бед своего кабмина не видит в упор, поскольку относится к той категории людей, которые не умеют признавать и не признают своих ошибок. Премьер верит – вот-вот в знак благодарности за всестороннюю поддержку политики США из Вашингтона потекут деньги, как текли они в 2010-2020 годах.
Увы, ничего подобного не произойдет. Американцы разлюбили на все готовую ради них содержанку. Евросоюзу она тоже ни к чему. Динамика падения Литвы в пропасть устрашает. При таких результатах только самоубийцы согласятся переизбрать самое слабое в истории страны правительство на второй срок.
Но и пришедшим ему на смену тоже придется тяжко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.