В четверг, 30 ноября, литовские СМИ тиражировали заявление министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса о приятном для страны развороте в отношениях с Китаем. А именно, Китай отказался от введенных в отношении Литвы торговых ограничений, которые были обжалованы во Всемирной торговой организации (ВТО). Решение продиктовано тем, что правительства двух стран обсуждают постепенную нормализацию дипломатических отношений.
Все это Ландсбергис проговорил на этой неделе в интервью информационному агентству Bloomberg. По словам главы литовского МИД, режим "экономического принуждения", который включал "исключение Литвы из таможенной системы, чтобы ни одна компания не могла экспортировать в Китай", закончился.
Китай заблокировал торговлю с Литвой не просто так. В 2021 году Литва разрешила Тайваню открыть свое представительство в Вильнюсе, и это решение не могло не вызвать недовольство в Пекине, поскольку Вильнюс тем самым вмешивался во внутренние дела чужого государства, поддерживая сепаратизм Тайваня.
Как итог, официальный Пекин ограничил отношения с Вильнюсом и заблокировал литовский экспорт и импорт. В связи с таким поворотом Европейский союз в начале 2022 года обратился в ВТО, где это дело и находится все еще на рассмотрении.
Как отметил Габриэлюс Ландсбергис, хотя ограничения уже сняты, компании по-прежнему осторожно относятся к торговле с Китаем: "Не только правительство, но и бизнес сталкивается с огромной проблемой доверия. Поскольку это уже делалось в прошлом, никто не может быть уверен, что это не повторится".
В то же время в Bloomberg подчеркнули: "Официальные данные китайской таможни показывают, что прямая двусторонняя торговля практически не восстановилась". Агентство привело следующие данные: "Импорт из Литвы за первые 10 месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2021 года, когда спора не было, сократился более чем на 70%".
Не стоит думать, что в Пекине изменили отношение к акту внешней политики Вильнюса в отношении суверенитета Китая. Министерство иностранных дел Китая утверждает, что действия Литвы в отношении Тайваня, который Пекин считает частью своей территории и намерен когда-нибудь полностью вернуть, были неправомочными и что его реакция была законной и направлена таким образом на защиту его интересов.