В Вильнюсе и Каунасе водители автобусов на Минск и в направлении других белорусских пунктов назначения отказываются выходить на маршруты. Никто не хочет вместо трех-четырех часов по графику проводить за рулем в одну сторону от 15 до 20 часов. Виной тому очереди на подходах к международным КПП, растянувшиеся на три-пять километров.
Сон смерти подобен
Легковых автомобилей на таком отрезке дороги набирается 350-400. Стоят они минимум 40 часов до первого шлагбаума на европейской стороне. Дополнительно от пяти до восьми часов уходит на погранично-таможенные процедуры в Литве, пересечение "нейтралки" и проверки белорусами из погранслужбы и таможенного комитета. Итого на круг получается 50 часов.
Это неплохо в сравнении с польско-белорусским погранпереходом "Тересполь – Брест", где авто стоят по трое-пятеро суток. Что удивительно, при пропускной способности поста в 1700 легковых автомобилей в сутки, польские Straży Granicznej оформляют не более 400 машин. Как не формироваться многокилометровым пробкам?
Причем это не на отдельно взятом МКПП, а на всем протяжении прибалтийско-польской границы с Республикой Беларусь. В Латвии на погранпереходе "Патерниеки – Григоровщина" в сторону Полоцка-Витебска с 22 декабря очередь стабильна и равна примерно 170-220 легковым автомобилям. В Литве популярное КПП "Лаворишкес – Котловка" в том же белорусском направлении с раннего утра 23 декабря заполнено 350 – 400 легковушками.
Аналогично положение дел в Мядининкай (шоссе Вильнюс – Минск), в Шальчининкай (дорога на Лиду) и на посту "Райгардас – Привалка" в направлении Гродно. Причем, повторим, речь идет только о "колейке", как называют очередь белорусы, для легковых авто. Тягачи с прицепами с начала декабря ждут права пересечения восточной границы ЕС до 12-15 дней, продвигаясь в сутки на 300-500 метров.
Происходящее в очередях можно назвать гуманитарной катастрофой. Как правило, мало у кого в достатке еды, воды и топлива. До ближайшей инфраструктуры во всех направлениях примерно по 25-30 километров. Рядом с литовским шлагбаумом в Мядининкай стоит АЗС, но ее служащие не пускают несчастных ни погреться, ни в туалет.
Автомобили с детьми до 3-х лет идут к границе как бы без очереди, но все равно на пересечение уходит от пяти до десяти часов. Дети старше 3-лет по пограничным стандартам считаются взрослыми, льготы на них не распространяются, а мучения – обязательно.
Мамы просят в специально созданных очередниками социальных группах подвезти питание, памперсы, воду и даже горшки. Сердобольные иногда откликаются. Водителям-одиночкам приходится хуже других. Среди них, к слову, масса молодых автоледи. Самое опасное заснуть надолго. Потеря контроля над дорожной ситуацией вполне может обернуться поломкой автомобиля, ДТП или другой неприятностью.
Люди стараются выручать друг друга, но к каждому колесу сторожа не приставишь, поэтому случается всякое.
Таможне не дали "добро"
После того, как на подъезде к КПП "Патерниеки – Григоровщина" стоящие в очереди мужчины сбросили в кювет автомобиль с латвийскими таможенниками (приняли парней и девушек за хитрецов, пытающихся прорваться на пост в обход остальных), там появился постоянный полицейский патруль. Экипаж и его помощники из числа добровольцев стали контролировать порядок.
На литовском КПП "Лаворишкес – Котловка" полиция тоже появилась в самое время. Ошалевший от ожидания в течении 36 часов мужчина на престижной "Тойоте" неожиданно выпал из очереди, сбил двух зевак и рванул в сторону шлагбаума. Патруль преградил дорогу, а свидетели попытки прорыва границы в "отместку за хамское поведение" переколотили "Тойоте" все стекла.
Полиции не удалось задержать "мстителей". Они действительно оказались "неуловимыми" – растворились в ночном лесу, будто не было их никогда. Что касается психически неуравновешенного водителя авто "с постоянно включенной вентиляцией", ему долго не придется спешить домой. Дорожная полиция уже возбудила дело.
Но это крайности. Тертый жизнью народец старается держаться стойко, панике не поддается и на чем свет стоит материт власти Литвы, Латвии, Польши и всего, пардон, "долбанного Европейского союза".
Говоря очень грубо – обманули
Приграничные очереди на 90% составлены из автомобилей с белорусскими регистрационными номерами. 10% приходится на литовские, латвийские, эстонские, финские и прочие. Россияне практически не встречаются, одна-две машины на 200 – 300 единиц.
Белорусов только в Литве, по данным статистики, более 70 000. Не менее 10 тыс. – в Латвии, тысяч 100 – по всему ЕС разбросано от Скандинавии до Пиренеев. Работают, учатся. На Рождество, когда жизнь в Европе затихает, возвращаются домой встречать Новый год и рождение Христа по православному летоисчислению.
То есть более-менее просчитать реактивный рост автопотоков труда не составляет. Например, нет сомнений, что после 5 января колонны потянутся в обратных направлениях, и снова будут пробки. Только с противоположной стороны границы.
Однако ни один чиновник, в частности, литовский, пальцем не пошевелил, чтобы как-то в перспективе влиять на ситуацию. Мы даже не говорим о дикой пустынности мест, в которых оборудованы КПП – ни АЗС, ни туалетов, ни других признаков цивилизации. Чисто человеческое участие чиновникам тоже чуждо. За него не доплачивают.
Но за государственную политику по отношению к трудовым мигрантам должно быть кому-то стыдно? Говоря жаргоном, людей сблатовали, пообещав европейские райские кущи, а дальше крутись? Например, через границу на финише декабря тебя никто домой не гонит, твой выбор, ты и плати во всех смыслах.
Надо признать, предложение превышает спрос. 22 декабря место в первой сотне от литовского шлагбаума стоило 200 евро. 24-го в первой "двадцатке" – 2000 евро. Не беремся утверждать, нашлись ли охотники, но люди практичные подсчитали: номер в центре Вильнюса в Grand Hotel Kempinski до 2 января включительно с завтраком и ужином обойдется всего в 1700 евро.
Это выгоднее, чем стоять сутками в очереди посредине еловых лесов, подмерзая и прислушиваясь к бурчанию оголодавшего желудка, по нужде бегать в близлежащие кусты, где до тебя побывали сотни "минеров". При этом дамам каково приходится?
Беда в том, что стоять надо. Славянину домой из "европ" очень хочется. Не случайно еще мулявинские "Песняры" пели: "Чтоб любить Беларусь нашу милую, нужно в разных краях побывать".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.