По традиции мы знакомим читателей с ситуацией у литовских бизнесменов. На наш взгляд, частное предпринимательство в глубоком упадке. Расходы растут, доходы в лучшем случае стоят на месте.
Социал-демократы, хотя и поддерживают президента Гитанаса Науседу, но предъявляют ему серьезные обвинения. В частности, председатель СДПЛ Вилия Блинкявичюте утверждает – в стране, которую глава государства мечтает видеть "островом благоденствия, отсутствует всякая социальная справедливость:
"На 40% жителей приходится две трети всех доходов. Еще 40% получают лишь 18%. Но люди с большими доходами платят небольшие налоги. В итоге треть живет хорошо, а две трети – очень тяжело. Еще одна пятая часть литовцев находится на грани нищеты".
Министр экономики Аушрине Армонайте унижает малоимущих: "Градус личной необразованности не оставляет шансов преуспеть даже в мелком предпринимательстве". Сама Аушрине не добилась высот в создании прибавочной стоимости за счет привлечения инвестиций, однако никто не торопится обвинять ее в "низком градусе необразованности".
Дело не в интеллектуальных или финансовых возможностях отдельных граждан. Корень бед таится в умирающей экономике государства. В мир теней уходят предприятия, отработавшие на литовском рынке десятки лет.
Провинциальный мир теней
В мае похоронные колокола звонили в Радвилишкесе. В провинциальном городке Срединной Литвы испустило дух небольшое, но хорошо известное в Прибалтике швейное предприятие Salvika, занимавшееся пошивом женской и мужской одежды с 2008 года. Все работники – закройщики, портные, меховщики и шапочники – уволены по статье Трудового Кодекса о расторжении договора в случае банкротства работодателя.
По статистике налоговиков, у компании нет просроченной задолженности. Но Пенсионному фонду владельцы "Салвики" должны 4185,88 евро.
О такой мелочи не стоило бы упоминать вовсе, если не знать других цифр. В 2022 году выручка швейного предприятия составила 299 630 евро, прибыль – 5670 евро. В 2023 году Salvika понесла убыток в размере 26 160 евро. Этой далеко не фантастической сумму хватило, чтобы развалить худо-бедно, но востребованный бизнес.
Еще новости из провинции – начало процедуру банкротства акционерное общество Julisa, занимающееся деревообрабатывающим производством в Расейнском районе. Компания работала с 1998 года, в 2023-м получила 6,4 млн евро выручки от продаж и заработала 714 тыс. евро чистой прибыли. Ее задушили нехватка оборотных средств и задолженности перед частными кредиторами.
Поднимемся на одну ступень в рейтинге солидности. Логистическая компания Omniva LT прощается с сотней наемных работников. Следом в небытие уходит строительная компания Adaktas.
Подоспели новости республиканского уровня. Финский концерн Fazer уходит с хлебопекарного рынка Литвы. Фабрика в Каунасе закрыта, что привело к увольнению 185 человек.
Умерла транспортно-логистическая компания Baltic Line – не смогла гарантированно обеспечить автомобильный парк грузами на перспективу. Боссы решили не испытывать судьбу и не уходить в еще больший минус. Снова давят кредиторы, опасаясь за сохранность своих капиталов.
Аналогична причина ухода с рынка гостиницы ibis Styles Vilnius – очень приличный отель пустует. Продолжать список можно еще долго, но остановимся на этом – места не хватит.
Кровь стынет в жилах
Учрежденная в 2006 году транспортно-логистическая компания Baltic Line не смогла обеспечить себя грузами и ушла с рынка. Не при делах оказались 893 человека (это вам не швейка из Радвилишкиса). По состоянию на январь текущего года капитализация предприятия – 5,81 млн евро, финансовые обязательства – 5,95 млн.
Одновременно в Клайпедском районе обанкротился крупный автоперевозчик Memel Logistics. Владельцы компании не смогли найти отправителей грузов в городе-порте! Ситуация буквально как в советском анекдоте: колхоз-миллионер должен государству два миллиона.
На этом печальном фоне говорить в возможностях какой-нибудь фирмочки Zarasai-Trans с тремя грузовиками и шестью водителями смешно.
Еще год назад зарасайцы крепко стояли на ногах благодаря работе на российском рынке. Но тупоголовые "патриоты" вынули дальнобойщиков уйти из России, обвинив в "сотрудничестве с агрессором".
В Европе литовские перевозчики закрепиться не смогли – там просто не хватает заказчиков. Вас, господа, предупреждали, когда вы плевались в сторону России, предрекая ей "скорую смерть без наших автотягачей". Вышло наоборот – вы заправили автомобиль только в один конец. Разрыв отношений с Москвой и Минском не мог не отразиться на транспортном секторе Литвы.
По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые власти Литвы активно поддерживают. Кроме того, транспортным компаниям не хватает работников и водителей. В конце 2022 года перевозчики получали большие штрафы из-за отсутствия возможности выполнения новые положения европейского Пакета мобильности.
В секторе не раз подчеркивали, что из-за дорогого топлива и обслуживания транспорта цены на услуги и перевозимые грузы будут расти. Так и случилось, транспортные компании находятся в критической ситуации.
Дороги принято сравнивать с артериями, по которым перекачивается кровь. В нашем случае она стынет и сворачивается. "Зеленый курс", которым власти оправдывают отказ поддержать требования возвращать часть оплаченного перевозчиками акциза на топливо, является популизмом, который играет на руку лишь узким политическим и экономическим интересам, считает генеральный секретарь союза перевозчиков Литвы Сигитас Жилюс.
Жилюс обратил внимание на тот факт, что по всей Европе проходят массовые протесты против "зеленого курса".
"Протестуют фермеры, автовладельцы, перевозчики, потому что придуманный в Брюсселе "зеленый курс" больше похож не на заботу об экологии, а на возможность для отдельных групп интересов заработать больше денег, а также на средство собрать дополнительные налоги государству, прикрываясь благими целями", – заявил генсек союза.
По подсчетам представителя отрасли, сегодня в Литве электрические грузовики стоят 500 тысяч евро, дизельные – около 100. Первые на одной зарядке проезжают около 300 километров, дизельный с полным баком – пять тысяч.
К тому же для первых нет инфраструктуры быстрой зарядки и в будущем может не хватить электричества. Однако именно "электру" заставляют покупать. Но у кого в ящике стола валяются лишние "пол-лимона"?
"Один из столпов экономики нашей страны просто сознательно убивают. Самое ужасное, что это делают руками литовского правительства", – подчеркнул Жилюс.
Поводов для оптимизма нет
Оценивая свое финансовое положение, четверо из десяти литовцев отмечают, что живут лучше или так же, как и три года назад. Тем не менее, рост цен и страх потерять работу не дают жить спокойно.
Более половины населения ощущают большой скачок цен, а у 40% сформировалась устоявшаяся корзина рациональных покупок, позволяющая экономить. С другой стороны, жизнь "от и до" исключает непредусмотренные расходы, которые могут не вписаться в бюджет. Например, турпоездки или комплексное лечение.
Почти 60% нечего откладывать на "черный" день. Хотя официально безработица составляет чуть более 9%, фактически она выше, поскольку не учитывает нетрудоустроенных иностранцев.
Что касается предпринимательства, только самые отчаянные согласны кинуться в этот омут и только в сфере услуг. Уличное кафе на два столика позволит не умереть, но никогда не даст возможности расширить бизнес до уровня приличного ресторана.
Упомянутое выше швейное предприятие Salvika открыли в 2008 году, но к маю 2024 оно так и оставалось маленьким. С "нуля" стать фабрикой с тысячей рабочих мест в Литве невозможно, как и в любой другой сфере. На иллюзиях нужно сразу ставить крест.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.