На защиту литовской безопасности встали "Одиннадцатиклассница" и "Круглый Бенчик"

Агне Билотайте

Анастасия Кулик

В Литве у каждого политика есть прозвище. Например, премьер-министр страны Ингрида Шимоните – "Шмонька".

В Литве у каждого политика есть прозвище. Премьер Ингрида Шимоните – "Шмонька". Бывший глава кабинета Андрюс Кубилюс – "Кубик". Экс-премьер Саулюс Сквернялис – "Кабриолет" из-за залысин странной формы.

Министр энергетики Дайнюс Крейвис – "Воришка", иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис – "Внучок", председатель партии "Союз крестьян и зеленых" олигарх Рамунас Карбаускис – "Колхозник", а лидер лейбористов, литовский огуречный король Виктор Успасских, наоборот – "Олигарх".

Главу МВД блондинку Агне Билотайте называют "Одиннадцатиклассницей". Не потому, что свежа, мила и приятна глазу. Наоборот – жизни не знает, но хочет все в ней попробовать, вот и творит глупость за глупостью.

Эвакуация с острова

Очередная проявилась на днях. Министр внутренних дел загорелась реализацией идеи массовой эвакуации населения в случае военного сценария. Площадь республики 65 302 км². Протяженность с севера на юг – 280, с запада на восток – 370 км. Население по состоянию на 1 июля текущего года – 2 891 232 человека.

Куда можно эвакуировать почти 3 млн жителей на крохотном клочке? Особенно, если учитывать, что на западе 99 километров составляет береговая линия Балтийского моря (наименьший показатель среди государств региона), на юго-востоке лежит граница с Белоруссией, на юго-западе – Калининградской областью РФ.

Бежать разве что в соседние Польшу или Латвию? Такой шаг мог бы оказаться идеальным в случае смертельной опасности, но Билотайте изобретает эвакуацию в пределах собственных границ. Вырисовывается следующая картина: из Вильнюса и Вильнюсского района, например, потоки людей пойдут в соседний Ширвинтский (30 км от столицы). Далее – в Укмергский (70 км от Вильнюса), оттуда – в Паневежский (125 км), затем в следующий. И так, похоже, по кругу.

Из второго по величине Каунаса народ должен двинуться в сторону Клайпеды. Если она окажется под угрозой – брызнуть к соседям.

Кто согласится кочевать? Даже приблизительных цифр не существует. Тем не менее с представителями министерств обороны и транспорта, с чиновниками национального центра кризисного управления и других заинтересованных учреждений идут оживленные консультации. В воздухе носится запах больших денег, ради присвоения которых можно нести словесную ересь.

Например, совершенно серьезно в рамках подготовки к эвакуации (автомобилистов в расчет не берут, поскольку все авто планируют мобилизовать в интересах армии) согласовываются обязанности и задачи различных ведомств, а от местных самоуправлений ожидаются "данные о возможностях и потребностях". Конкретно не говорится, но, наверное, справок о наличии жилого фонда, запасах питания, воды и всего, что потребуется вынужденным переселенцам.

МВД в своей работе опирается на пример стран Северной Европы, у которых есть планы эвакуации как для военного времени, так и для мирного. Мы не поленились и ознакомились со шведским опытом. Да, некие планы действительно существуют, но они не предусматривают тотальной эвакуации даже с наиболее вероятных театров военных действий.

Можно со всей ответственностью написать – "Одиннадцатиклассница2 не знает, чем занять свою блондинистую головку, но хочет отличиться, поэтому фантазирует о проверке своего нового плана в ходе учений по гражданской обороне на государственном уровне, которые должны состояться осенью.

Марш-бросок на Приштину

"Гражданская безопасность в Литве вызывает большое беспокойство после появления России на территории Украины в 2022 году", – не устает напоминать глава МВД. О том, что в Литве системы гражданской обороны нет совсем, она не упоминает. Что касается планов по эвакуации – это абсолютная ерунда.

Объясним свой взгляд на примере 25-летней давности, когда состоялся приштинский марш – российские миротворцы силами одного батальона совершили стремительный бросок на 600 км по территории Боснии и Югославии и овладели аэродромом "Слатина" в косовской столице Приштине. Командование сил НАТО было просто шокировано действиями российских военных. Ведь натовцы смогли подойти к аэродрому лишь спустя несколько часов после того, как там уже укрепились российские солдаты.

"Десантура" прошла по Балканам, как раскаленный нож сквозь сливочное масло. Еще в мае 1999 года майор Юнус-Бек Евкуров, в то время служивший в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил сверхсекретное задание от командования Вооруженных сил Российской Федерации: во главе группы из 18 военнослужащих тайно проникнуть на территорию Косово и Метохии, добраться до Приштины и взять под контроль аэропорт "Слатина". И это задание, подробности которого до сих пор засекречены, Евкуров выполнил на "отлично".

НАТО завершило военную операцию в Югославии 10 июня 1999 года, после чего приступило к подготовке к вводу 12 июня войск в Косово и Метохию. В тот же день российский миротворческий контингент SFOR в Боснии и Герцеговине получил приказ подготовить механизированную колонну и отряд численностью до 200 человек. Это распоряжение командования было выполнено в кратчайшие сроки. Колонна выдвинулась в направлении Косово и гнала на полной скорости.

К 7 утра 12 июня аэропорт и подступы к нему находились под полным контролем российского батальона. Командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал подчиненной ему британской бригаде под командованием командующего силами НАТО на Балканах генерала Майкла Джексона захватить аэродром раньше русских.

Британцы опоздали, и взбешенный генерал Кларк требовал от генерала Джексона выбить русский батальон с территории аэропорта. Но британец нашел в себе мужество не выполнить приказ вышестоящего командира.

Этот пример говорит о непредсказуемости развития любой ситуации в критических условиях. Косоваров даже не успели оповестить о движении российской колонны. О какой-либо "эвакуации" речи не было вовсе.

Придуманный Билотайте план есть процесс, растянутый на недели, но времени в запасе может не оказаться, и наверняка не окажется. Из чего следует, что глава МВД бездумно расходует деньги налогоплательщиков, а глава правительства Шимоните и президент Гитанас Науседа не препятствуют ей через бюджет грабить собственное население.

Дурной пример заразителен

Покойный президент Альгирдас Бразаускас не без оснований считал – чтобы парализовать Вильнюс, достаточно совершить три массовые автомобильные аварии на ключевых артериях. 25 лет спустя эксперты по безопасности говорят о блокировке движения транспорта в пяти точках столицы, чтобы ее жизнь остановилась.

Истину ежедневно подтверждают пробки в результате ДПТ и предпраздничные дни, когда на выезд из города выстраиваются многочасовые пробки. В случае паники вильнюсцы побегут толпами, хаос и коллапс могут растянуться на неделю.

Градоначальник Валдас Бенкунскас решил погреть руки у бюджета самоуправления и начал разрабатывать план эвакуации жителей 550-тысячной столицы за полтора дня по шести направлениям, наплевав на реалии. Выездов из Вильнюса действительно всего шесть. На каждый придется почти по 100 тыс. переселенцев. Пропустить это количество за полтора дня нереально и невозможно.

План Бенкунскаса – еще большая глупость, чем глупость Билотайте. "Надо учитывать наличие реки в городе, водоемов с мостами. Будут у нас мосты или нет? Если их разбомбят, то по ним нельзя будет ехать. Необходимо анализировать другие варианты".

Господин стратег, для чего? Гораздо проще жителей левобережья эвакуировать на юг, правобережья – на север. Имеющие головы на плечах так и побегут, если припрет. В целом нестыковок в плане так много, что невольно думаешь – а непораженные тяжелыми недугами извилины в голове у мэра столицы Литвы имеются?

В ответ Бенкунскас ссылается на статистику. Оказывается, в центре преодоления кризисов при поддержке компаний Hubel и Norstat провели мониторинг общественного мнения, который показал – каждый четвертый опрошенный верит, что через несколько лет начнется третья Мировая война. Наибольший пессимизм в оценке ее вероятности выразили литовцы в возрасте 55–64 лет. "Как раз те, кто родился и первые 20 лет прожил в СССР", – резюмирует мэр, намекая на интуицию старших поколений.

Возможно, она присутствует, но 25% – лишь 722 808 человек из 2 891 232. Второе – неизвестны мотивы и цели компаний Hubel и Norstat. В Литве социология устроена так, что может выдать любой ответ. Он всегда зависит от финансовых возможностей заказчиков.

Третье и самое главное – во времена СССР существовала Гражданская Оборона, готовая даже к ядерному сценарию. Никто и никогда в спешке не лепил нелепые планы, поскольку ГО в 1961-1991 годах была "системой мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей".

Во главе организации с собственными войсками стояли прошедшие войну военачальники Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков (1961–1972) и генерал армии Александр Терентьевич Алтунин (1972–1986). А не глупая "Одиннадцатиклассница" и не Бенкунскас по кличке "Круглый Бенчик" – он действительно пухловат для своих лет.

Напоследок приведем свежие факты. В ночь с 28 на 29 июня и весь понедельник в Литве свирепствовала буря. Один человек погиб от упавшего на голову дерева, сотни пострадавших, по состоянию на 30 июня, ущерб оценен в млн евро, но страховщики прогнозируют, что выйдет за рамки. Даже на столичных окраинах жители сутками сидят без электричества, а в провинции спасатели обещали восстановить подачу энергии не ранее полудня 31 июля.

Привлеченные к ликвидации последствий стихии службы из-за своей малочисленности с задачами не справляются. Заметим, что все происходит в условиях форс-мажора, но в мирное время. Представьте, что будет твориться "в случае военного сценария", как любит артикулировать глава МВД республики Агне Билотайте?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме