Давно подмечено – стоит генералу НАТО снять сапоги и погоны, он превращается в нормального мужика, критично оценивающего происходящее.
Литовские генералы предпочитали тихую жизнь и не ввязывались в дискуссии. Например, генерал-лейтенант Арвидас Поцюс ни черта не делал в должности командующего армией и продолжает бездельничать в Сейме, хотя мандат депутата в кармане. Генерал-лейтенант Йонас Жукас после отставки засел за книги.
Отправленный в отставку 24 июля командующий литовской армией генерал Вальдемарас Рупшис традицию поломал. Неделю он свыкался с жизнью гражданского человека. Заскучал, видно, по штанам с лампасами, приветствиям подчиненных, докладам оперативных дежурных и возвратился к прежним делам довольно своеобразно.
Находка для шпиона
Рупшис заявил, что "всегда преследовал одну цель – защищать республику от России". Полнейший блеф, поскольку начинал он карьеру в качестве курсанта Новочеркасского высшего военного училища связи. То есть готовился защищать Литовскую ССР (в составе СССР) от кого угодно – только не от России.
Впрочем, простим лживый пролог. Рупшис интересен тем, что превратился в "языка", выбалтывающего военные секреты государства, которое в России называют недружественным. Послушаем.
Генерал критически отозвался об инициативе министра обороны Лауринаса Касчюнаса, касающейся создания парков контрмобильности в приграничье с Белоруссией и Россией. Глава МО носится с нею, как чудак на букву "М" с писаной торбой. "Пользы от затеи не появится", – категоричен Рупшис.
Он убежден, что нет смысла в фортификационных заграждениях на всем протяжении восточной границы. Во-первых, очень дорого. Во-вторых, очень сложно. В-третьих, затребованные Касчюнасом 600 млн евро выгоднее направить на иные нужды, включая закупки оружия: "К сожалению, все разговоры вертятся только вокруг инвестиции, которая ведет в никуда".
У отставного генерала есть свои решения. Обязательно для сдерживания восточных соседей нужно воспользоваться цивильной инфраструктурой, которую в случае кризиса превратить в контрмобильную. Речь о мостах, переездах, эстакадах и тому подобном, однако ни в коем случае "не минировать приграничье, как Северная и Южная Кореи сделали это вдоль 38-ой параллели".
Чтобы враг испугался
Минобороны готовится создать 27 площадок с основными инженерными заграждениями – зубами "дракона", противотанковыми "ежами", надолбами, другими средствами блокировки дорог, например, аллеями деревьев, которые завалят при необходимости.
На глубину в 80 метров вдоль основных шоссе уже запрещено вырубать кустарники – снайперы в них смогут оборудовать позиции. Для обеспечения гарантированного скрытого маневрирования частями запрещено вырубать любой лес на глубину 20 км от госграницы.
На девяти основных мостах появятся специальные ниши для установки взрывных устройств, на юго-восточных полях – 280 километров мелиоративных рвов. На особо опасных участках будут установлены минные поля.
Военные против затеи с минами. Вдруг предстоит наступать через поля, а времени на разминирование потребуется несколько суток?
С высоты птичьего полета фортификационные идеи Касчюнаса (если их реализовать) напоминают средневековые, особенно что касается засек, искусственных рвов, оврагов, частоколов и замаскированных земляных ловушек, дно которых щетинится заостренными кольями.
Такие фантазии допустимы для гражданских, но военным должны претить, что и видим на примере Вальдемараса Рупшиса. Он против дурацких игрушек, но Литва так устроена, что умных здесь не любят. Поэтому едва отставник открыл рот, как его обвинили в "пресмыкании перед Владимиром Путиным и тиражировании нарративов Кремля".
Ярлык был навешен мгновенно. Сторонние наблюдатели в ожидании группового идеологического и политического изнасилования Рупшиса. Военный министр уже сколотил команду. Кроме самого Касчюнаса в ее составе свежеиспеченные вице-министры Грета Тучкуте, Камила Гогелене, Реня Плешко, канцлер Кристина Девятниковайте. Дамочки, конечно же, лучше отставного генерала разбираются в военных делах, поэтому глумиться над ним станут со знанием дела.
Недетские проблемы
Плохо разбирающийся в военном искусстве президент Гитанас Науседа всецело доверяет своему выдвиженцу Касчюнасу, но угрозы с востока видит под иным углом. Главу Литвы напугало недавнее решение Венгрии упростить процедуру въезда для граждан России и Белоруссии. Оно повышает риски для безопасности в Европе, считает Науседа, и "противоречит ценностям Евросоюза, принципам солидарности и договоренностям. Будапешт позволяет гражданам страны-агрессора и страны-соучастницы свободно путешествовать по Европе".
Науседа также назвал проектом с сомнительным смыслом предстоящее строительство атомной электростанции "Пакш" "Росатомом" и белорусскими представителями, "которые не справились с проблемами безопасности на собственной Белорусской АЭС в Островце и оккупировали украинскую Запорожскую АЭС".
Все по-науседовски, в одну кучу свалено, но, согласитесь, противостояние позиции Виктора Орбана важнее минирования литовских мостов и монтажа "ежей". Поэтому министерство иностранных дел сообщило, что Вильнюс обжалует в Европейской Комиссии решение Будапешта.
"Этот шаг Венгрии представляет очень серьезную угрозу безопасности Шенгенской зоны и многих европейских стран", – заявил глава литовской дипломатии Габриэлюс Ландсбергис.
По словам министра и прямого подчиненного Науседы, отдельной оценки требует тот факт, что Венгрия приняла решение в то время, когда европейские страны сталкиваются с участившимися актами саботажа и диверсий, за которыми, как полагают, стоят российские структуры безопасности и разведка.
"В то время как большинство европейских стран ищут способы эффективной защиты от этих атак, Венгрия не только не препятствует таким усилиям, но и своими действиями способствует или, по крайней мере, облегчает враждебные в отношении безопасности европейских стран действия", – утверждает Вильнюс.
С 24 февраля 2022 года он за сохранение демократии воюет на всех фронтах – военном, политическом, идеологическом, экономическом, культурном, продовольственном, энергетическом. И всюду терпит поражения, но не отчаивается, охотно ввязываясь в очередную бесперспективную авантюру. Таков государственный стиль.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.