Похихикаем: 22 августа глава Минобороны Лауринас Касчюнас заявил, что подчиненные ему 10 000 военных в состоянии обеспечить "мир и стабильность на планете".
Сенсационное заявление министра солдаты и офицеры встретили растерянной тишиной. Касчюнас выступал перед людьми, прошедшими в разные годы через военные миссии. Как правило, таким шапкозакидательство чуждо. Тем более, что всем прекрасно известно: за минувшие 30 лет в "горячих" точках побывало всего 8000 литовцев в погонах – по 266 человек в год или по 22 в месяц.
Такой "устрашающей силой под флагом Литвы" невозможно влиять на окружающий мир. Тем более что литовцам в силу их малочисленности в международных миссиях доверяли лишь охранно-полицейские функции. До выполнения боевых задач дело не доходило. Что касается погибших в 1996 году в Боснии и Герцеговине старшего лейтенанта Нормундаса Вальтериса и сержанта Артураса Ярмалавичюса, в 2008 году грузом "200" вернувшегося из Афганистана, их смерти стали результатом скорее суммы нелепых случайностей, чем героизма.
Несмотря на убедительные факты, министр выразил уверенность в том, что ветераны готовы к любым сценариям. В частности, "к обучению военнослужащих ВСУ, чем и занимаются".
Касчюнас напомнил: в Литве тоже много работы по укреплению ее безопасности и защите границ. Для тех, кто не в курсе, рассказал об открытии в Пабраде (местечко в 40 км от Вильнюса в направлении на северо-восток) "первого парка мер контрмобильности – они неотъемлемая часть системы обороны. В секретном месте собраны инженерные заграждения, увидев которые любой агрессор поймет, что его карта бита".
К несчастью для главы МО, его воинственные заявления и грозные предупреждения услышали все, кроме тех, кому были адресованы. Слабые союзники восхитились, сильные скривились, а потенциальные агрессоры остались в абсолютном неведении относительно сюрпризов, им приготовленных в литовском приграничье.
Комбинаторы при шпагах
Недавно назначенный командующим армией генерал-майор Раймундас Вайкшнорас, поддакивая вышестоящему начальнику, продемонстрировал лучшие холуйские качества: "Литовские военные влились в международную архитектуру безопасности, с союзниками в одном строю проводят учения и тренировки".
Что касается идеи с парками инженерных заграждений (их задумано 27 вдоль границы с Белоруссией и Калининградской областью России), генерал в восторге. Трудно поверить в искренность, поскольку десятки километров колючей проволоки в бухтах, нескончаемые ряды бетонных "зубов дракона" и тысячи противотанковых "ежей" из стального швеллера, складированные под открытом небом, являются только проволокой, бетоном и сталью.
Инженерными заграждениями они станут после установки в приграничном подбрюшье и усиления их минными полями, противотанковой артиллерией, ракетными комплексами, мотострелковыми подразделениями прикрытия границы. Не понимать этого командарм не может, а если понимает – значит, публично лижет зад министру с его практически бесполезными в условиях современной войны инициативами.
Касчюнас, к слову, гордится финансовыми возможностями ведомства. До конца 2027 года на парки контрмобильности потратят 17,5 млн евро, а до 2035 планируют израсходовать до 600 млн. Чтобы налогоплательщики безропотно открывали кошельки, их пичкают примитивными клятвами, цитируем и министра, и командарма Вайкшнораса.
Перед вами литовский вариант "кто к нам с мечом пришел, тот…":
"Враг получит по зубам еще на границе. Проволока, ежи с драконами – не просто препятствия, но непреодолимая оборонительная стена. Ее фундамент и конструкции напугают каждого, кто соберется покуситься на литовскую территорию. Враг увидит не просто заграждения, а символы непобедимости. Они сразу дают понять – каждый клочок защищаемой земли стал несдающейся крепостью. Гарантируем – планирующие оккупировать Литву будут уничтожены".
Увы, но высокопоставленным пропагандистам наивные литовцы верят. Им никто не рассказывает о тактике преодоления заграждений, применяемых для этого разградительных машинах и навесных противоминных тралов. Кстати, о минах.
Хорошая мина при плохой игре
Хватились, а мин в армейских арсеналах нет. Генерал-майору Раймундасу Вайкшнорасу пришлось повиниться: никогда не делали ставку на это оружие, придется наверстывать упущенное. Министр Касчюнас пообещал "завалить склады минами (которых пока даже в чертежах не существует) литовского производства (оно никогда прежде выпуском такой специфической продукции не занималось".
Журналисты поинтересовались о потребностях, но не получили даже приблизительных чисел. Исправим ситуацию, заглянув в наставления по минно-взрывному делу, написанные военными инженерами штаб-квартиры НАТО.
"В армиях блока при установке минных полей принята стандартная схема минирования. Минное поле имеет не менее трех основных полос плюс передний "беспорядочный" ряд. Расстояние между линиями колеблется в пределах от 15 до 40 м с общей глубиной поля не менее 100 м. Средняя его плотность составляет одну мину на один погонный метр или 1000 мин на 1 километр фронта", конец цитаты.
Между Литвой и Белоруссией с Россией 700 км фронта. Значит, мин потребуется минимум 700 000. Столько своими силами не заготовить и за 20 лет. Устанавливая по 10 полей в год с учетом сезонности, потребуется 70 лет. 8 января 2025-го Касчюнасу исполнится 43 года. К его 113-летию титанические труды по укреплению границы и созданию пояса безопасности окажутся завершенными. Наступит 2094-й, и Бог знает, что окажется скрыто за этим числом.
Кройка литкиборгов по укролекалам
Но громадные народные деньги точно будут потрачены и почти точно впустую. Добавим к ним расходы на снаряжение солдата. Как сообщил министр Касчюнас, цена одежды, экипировки и оружия колеблется от 19 до 37 тыс. евро.
Дорого, однако ничего не поделаешь, ибо "хорошо вооруженный, экипированный и надлежаще одетый солдат есть основа обороны государства, и этому направлению всегда будет уделяться большое внимание".
Всего в рамках программы по снаряжению современного солдата в период 2025-2027 годов запланировано потратить почти 330 млн евро, а в ближайшие десять лет – до 1,2 млрд. Цифры серьезные. "Если оружие солдата – автомат, то снаряжение стоит около 19 000. Если пулемет, то 37 000", – высчитали чиновники Минобороны.
Министр с высоты занимаемой должности добавил – планируются закупки легких пулеметов, приборов ночного видения и лазерных прицелов, поскольку задача состоит в постоянном усилении огневой мощи и живучести современного литовского солдата по примеру солдата украинского.
Положа руку на сердце следует признать: в Минобороны Литвы выбрали самый худший из всех плохих ориентиров. Но как торжественно, с помпой это сделано.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.