Литовские "ястребы" боятся удара серпом по слабому месту

Президент Литвы Гитанас Науседа во время рабочего визита в Берлине, Германия, 13 ноября 2023

Анастасия Кулик

По легенде, Архимед из Сиракуз сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю". В современном литовском варианте это же может звучат так: "Дайте нам ракеты, и мы поставим на уши Восточную Европу".

Вильнюсские оптимисты и пессимисты из числа политических небожителей согласны, что сократившаяся военная и финансовая помощь США и других стран, вводимые ими ограничения на применение поставляемого оружия неприятны, опасны, ведут к непредсказуемым последствиям для Украины.

В таких условиях всем союзникам сильных мира сего следует задуматься о надежности заокеанских и европейских коллег. Литве тоже пора взвесить плюсы и минусы.

Режут салями кусочками

Такие литовские внешнеполитические "ястребы", как глава МИД Габриэлюс Ландсбергис, бывший посол в США Жигимантас Павиленис, новый глава парламентского комитета по иностранным делам Эмануэлюс Зингерис, депутаты Европейского парламента и еще сотни две русофобов в недоумении – украинскому кризису два с половиной года, а у западных союзников Киева по сей день нет абсолютно никакой стратегии.

Более того, неназванные представители администрации Белого дома в мировых СМИ все чаще говорят о необходимости сохранять контакты с Москвой. По этой причине якобы невозможно разрешение на ракетные атаки в глубину России ATACMSами.

Вашингтон не стесняется демонстрировать партнерам по НАТО свою совершенно тефлоновую политику. Не говорит "желаем реанимировать всесторонние отношения с Кремлем", но и молчит по теме "будем с Украиной столько времени, сколько понадобится". Критикам такой неопределенности стараются подрезать языки.

В западных столицах давно открыли охоту на главу литовского внешнеполитического ведомства Ландсбергиса в ответ на его колючие шутки в адрес европейских вождей. На днях Габриэлюс разродился очередной, о тактике салями: "Мы надежнее защищаем российское небо, чем украинское. ВКС Минобороны РФ под надежной охраной НАТО, ВВС ВСУ базируются в чистом поле. Альянс не в состоянии обеспечить им ПВО".

Ландсбергис выразился прямо – союзники Киева стали частью проблемы поставок зенитных комплексов Patriot. Клятвенно обещанный Пентагоном дивизион ЗРК так и не передан. С июня не поставлена ни одна ракета для ПВО. Нарушение данных ВСУ обещаний стало нормой.

"За столом жмоты по кусочку режут салями – первый кусочек, через полчаса второй", – иронизировал литовец. В Литве единомышленники Габриэлюса считают его ледоколом, взламывающим поле для ростков правды. В Европе говорят о жонглировании словами – Вильнюсу нечего предложить Украине, кроме болтовни.

Культура стратегических страхов

Президент Гитанас Науседа упрекает главу МИД за неспособность вовремя прикусить язык. Чтобы Америка вдруг не рассерчала, глава государства сглаживает углы, заискивается.

Например, на встрече с послом США Карой Макдональд напомнил, что "американское военное присутствие в регионе является гарантией безопасности Литвы, которая желает непрерывного пребывания заокеанских гостей на своих военных полигонах и готова с комфортом разместить дополнительный контингент в 1000 человек".

Всем своим видом Науседа демонстрирует, что не страдает "культурой стратегических страхов" из-за российских ядерных угроз, как болеют этим недугом в Вашингтоне, Берлине, Париже и Лондоне. Будь на то воля литовского вождя, не задумываясь дал киевской хунте "добро" на пальбу по всем регионам России вплоть до Приморья и Сахалина с Курилами.

Гитанас Науседа в силу политической малограмотности абсолютно не допускает мысли, что у США могут быть тайные резоны, сообразуясь с которыми Штаты строят отношения с Киевом. "О таких вещах публично говорить не принято", – подчеркивает Томас Ярмалавичюс, аналитик таллинского центра обороны и безопасности.

Страхи небесные

Ярмалавичюса беспокоит неопределенность – вдруг американцы в критической ситуации и Литве запретят воспользоваться купленным в США оружием? "Со 100% гарантией нельзя сказать, что такого не случится. И тогда?" Межу прочим, оппозиция поднимает этот вопрос в ходе дебатов перед выборами в парламент. Кандидаты от "партий войны" в растерянности, внятно ответить не в состоянии.

То есть проблема не из пальца высосана и достаточно болезненна.

Вопрос, конечно, интересный. Постоянно дислоцированный под Вильнюсом танковый батальон армии США с Abrams и БМП Bradley – разменная мелкая монета. В качестве алаверды правительство Литвы в интересах Минобороны вложило бешеные деньги в закупки современных образцов оружия и боевой техники у ВПК Америки. Некоторая часть пришла, другая в пути, но к концу 2027 года янки обещают поставить все заказанное и оплаченное вперед.

Представим ужас: оружие получено, но пользоваться им не разрешено. По капризу Вашингтона, возможно, замороженный совокупный арсенал прибалтийской республики – явно инвестиция в ничто и в никуда.

Военные эксперты, в частности, Валдас Сальджюнас и выше названный Ярмалавичюс, рекомендуют руководителям Минобороны и председателю правительства Ингриде Шимоните "альтернативные закупки" по примеру Польши. Действительно, много оружия приобретая у США, Варшава одновременно купила в Южной Корее сотни танков, самоходных артустановок, систем залпового огня с баллистическими ракетами.

"Диверсификация рынков для военных – такая же острая задача, как диверсификация рынков для энергетиков. Возможно, даже актуальнее", – говорит Сальджюнас. Однако это дорогая стратегия. Во всяком случае, Вильнюсу она не по карману, хотя ему тоже не хочется зависеть от одного источника.

Есть обходной путь – налаживание производства в собственном государстве. Он длинный и рискованный, требует голов с хорошими инженерными мозгами. С этим у Литвы туго, да и времени вкладываться и развивать этот вариант нет.

Остается третий и самый малоприятный сценарий: жить в страхе, спать в полглаза, переживать за то, что заокеанские союзники могут подвести так же, как украинцев. Профиль деятельности Томаса Ярмалавичюса, аналитика таллинского центра обороны и безопасности, вынуждает его не верить никому, даже Белому дому. Тем более когда обязательства не прописаны на бумаге, не скреплены подписями и печатями, а существуют только на словах.

Они, как известно, в Европе и за океаном давно девальвированы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме